Сотрудники казанской колонии № 2 строгого режима избили 18 заключенных, сообщили «Газете.Ru» в Казанском правозащитном центре (КПЦ), куда с жалобой на действия администрации колонии обратились родственники зэков.
«К нам пришли родственники заключенных второй колонии и сообщили, что 15 августа там избили людей», — заявил «Газете.Ru» руководитель КПЦ Игорь Шолохов.
17 августа, чтобы проверить информацию родственников, колонию посетили представители Общественной наблюдательной комиссии по Татарстану (ОНК).
Наблюдателям удалось посетить две камеры. «У заключенных были множественные гематомы– все это было видно невооруженным взглядом. Со слов заключенных, их били по почкам, по лицу и голове», — рассказал «Газете.Ru» член ОНК Владимир Рубашный.
По словам члена ОНК, ссылающегося на слова заключенных, началось все после того, как зэкам не выдали завтрак и выключили свет в камерах (почему осужденных не стали кормить и предшествовал ли отключению электричества еще какой-то конфликт, правозащитники не пояснили). В знак протеста осужденные начали бить в двери. Ответная реакция сотрудников колонии была явно неадекватной, считает Рубашный. «Как говорят зэки, в камеры вбежали несколько десятков сотрудников колонии в шлемах и с дубинками и начали их избивать. Многие жаловались на тошноту, головокружение – видимо, получили сотрясение мозга. Раны у некоторых кровоточили на протяжении трех дней. Врачи отказались предоставлять им медицинскую помощь», — подчеркнул Рубашный.
В заявлении, которое родственники при помощи правозащитников отправили в управление Следственного комитета по Татарстану, говорится, что за избиением наблюдал лично начальник колонии Фарид Галлямов. «Сотрудники избивали осужденных с особой жестокостью с применением спецсредств, — пишут родственники заключенных. – Осужденных били по лицу, по голове, по почкам и по другим жизненно важным органам. Избиение происходило в камерах штрафного изолятора, а затем в прогулочном дворе. Свидетелями избиения осужденных в прогулочном дворе являются лица, которые приехали на длительные свидания к своим родственникам и которые находились в комнате для свиданий».
По словам Рубашного, помимо родственников заключенных подтвердить ЧП могут зэки, которые освободились из ИК-2 после 15 августа. «Вместе с нами, членами ОНК, проверять колонию пришел зампрокурора по надзору за соблюдением прав в исправительных учреждениях Узбеков. Он вместе с нами общался с осужденными, хотя итоги официальной прокурорской проверки колонии, которая ничего не подтвердила, были опубликованы чуть ли не на следующий день после избиения», — пояснил Рубашный.
Родственники осужденных посчитали, что действия сотрудников колонии могут подпадать под ч. 3 ст. 286 УК (превышение должностных полномочий), и сообщили об этом в правоохранительные органы.
Прокурорская проверка, о которой упоминает Рубашный, подтвердила факт применения спецсредств, но признала его законным. Как утверждают в надзорном ведомстве, «группа осужденных 15 августа нарушила общественный порядок». По версии прокуратуры, инцидент произошел из-за двух килограммов чая, которые администрация не позволила пронести отвечающим за разнос пищи осужденным. Не получив чай после конфискации, проштрафившиеся зэки приступили к «порче государственного имущества» — окон, ламп, столов и стульев.
Требования администрации выйти из камер заключенные проигнорировали, «и сотрудники колонии были вынуждены применить спецсредства», говорится в официальном сообщении прокуратуры по Татарстану.
Тем осужденным, которые в знак протеста вскрыли себе вены лезвием станка для бритья, медики оказали медицинскую помощь, заверили в надзорном ведомстве. В среду СУ СК по Татарстану объявило о начале проверки по факту дезорганизации колонии и «акта членовредительства среди осужденных». При этом в сообщении СУ СК говорится, что один из заключенных ударил помощника оперативного дежурного по лицу. В УФСИН по Татарстану, комментируя информацию о массовом избиении заключенных, указывают на проверку прокуратуры. «Проверка признала законным применение спецсредств сотрудниками колонии, — напомнила «Газете.Ru» начальник пресс-службы республиканского УФСИН Инга Мазуренко. – В колонии есть группа заключенных, которые пытаются накалить и раскачать ситуацию, и администрация колонии, когда есть опасность дезорганизации, вынуждена адекватно реагировать на попытку нарушения внутреннего распорядка учреждения».
Впрочем, Владимир Рубашный считает, что безотносительно к причине, побудившей сотрудников колонии применять спецсредства, «бить людей по голове дубинками, да так, что их потом три дня тошнит, незаконно в любом случае». «Проблемы в ИК-2 возникают постоянно — уже пора что-то делать. В декабре 2010 года заключенные ИК-2 уже жаловались на побои, и ни одна проверка, разумеется, ничего не подтвердила. Совсем недавно к нам поступила информация об очередном избиении заключенного. Это уже система», — отмечает правозащитник.