В пятницу на сайте правительства был опубликован план мероприятий по реализации первого этапа Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (первый этап рассчитан на 2012—2015 годы).
Согласно этому документу, реализация первых шагов намеченного плана начнется уже в этом году. Так, в четвертом квартале должны быть рассмотрены поправки в закон «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании», которые предусматривают обязательный экзамен для иностранных граждан и «лиц без гражданства» по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации.
По мнению председателя комитета «Гражданское содействие» Светланы Ганнушкиной требования правительства являются избыточными.
«Я уверена, что половина наших российских граждан не сдали бы экзамен по праву. А что касается истории — мы что, будем заставлять дворника учить, когда Иван Грозный родился? В конце концов, мы и сами не можем в своей истории разобраться».
Однако в планах правительства не только «русифицировать» и вооружить историческими знаниями мигрантов, но и повысить приток иностранных граждан в российские вузы. В начале 2013 года будут внесены изменения в постановление правительства от 25 августа 2008 года № 638 «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования». В частности, будет увеличена ежегодная квота приема иностранцев и «соотечественников, проживающих за рубежом», в вузы, а также будут усовершенствованы материальные условия их приема — оплата транспортных расходов и медицинской страховки.
Еще один важный пункт правительственного плана: на второй квартал 2013 года запланировано введение в опытную эксплуатацию автоматизированной системы получения, формирования, хранения и использования дактилоскопической информации об иностранных гражданах.
В документе говорится, что к этой информации будут иметь доступ в том числе и «компетентные» органы.
В Федеральной миграционной службе «Газете.Ru» сообщили, что ранее подобной системы не было и работа над ее созданием уже ведется. Однако, как конкретно она будет работать и в какой стадии сейчас находится данный проект, в ведомстве уточнить не смогли.
Наряду с усилением контроля за въезжающими будет ужесточаться и система наказания за преступления, связанные с незаконной миграцией.
Уже в этом году в Уголовный кодекс должны быть внесены соответствующие поправки. Так, часть первая статьи 322 Уголовного кодекса (незаконное пересечение государственной границы) будет отнесена к преступлениям средней тяжести, а часть вторая той же статьи попадет в разряд тяжких преступлений. О том, как изменятся в связи с этим установленные сроки и штрафы, пока что неизвестно.
В целом политика государства будет направлена на создание механизма, позволяющего на постоянной основе заключать соглашения между Россией и странами СНГ об организованном наборе иностранных работников для осуществления трудовой деятельности в России.
Однако представители миграционных общественных организаций уверены, что такая система не сработает, пока есть безвизовый режим.
«Система организованного набора была бы эффективна в случае непроницаемого визового барьера со странами СНГ. А если этого нет, то люди из Украины, Таджикистана, Молдовы и многих других республик просто приезжают потому, что могут приехать и девяносто дней находиться в городе без регистрации. Их пребывание не обусловлено будущим контрактом с работодателем. Впоследствии подавляющая часть устраиваются на работу. Чтобы такого не было, нужно ввести визовый режим с государствами-поставщиками, но это не совпадает с заявлениями руководства страны о Евразийском пространстве со свободным рынком труда», — говорит председатель профсоюза трудящихся-мигрантов Ренат Каримов.
Правозащитники и представители общественных организаций отмечают, что политика государства движется в сторону ужесточения, и уверены, что это будет способствовать лишь повышению количества незаконных мигрантов.
«Московский департамент занятости уже объявил о том, что на следующий год квота будет не 150 тысяч, а 100 тысяч. А это, по нашим подсчетам, только дворники, не считая строителей, разнорабочих, продавцов на рынках и многих других. Политика движется в сторону ужесточения, вот только отвечает ли она задачам российской экономики — это уже другой вопрос», — пояснил «Газете.Ru» Каримов.
«Если они снизят квоту, то увеличится количество незаконных мигрантов, они все равно никуда не денутся из Москвы. А незаконные мигранты — это безнадзорность в плане медицинского осмотра, а также поле для коррупции. К тому же москвичи не будут выполнять работу, которую выполняют мигранты. Совершенно очевидно: чтобы сделать более привлекательными рабочие места для российских граждан, нужно менять условия труда и сумму оплаты. А этого пока что никто делать не спешит», — считает Ганнушкина.
Впрочем, судя по всему, механизмы будут совершенствоваться. До конца этого года правительству должен быть представлен доклад с предложениями по созданию системы научного обеспечения и сопровождения государственной миграционной политики, а также подготовки соответствующих кадров. В конце прошлой недели состоялось первое заседание совета при президенте по межнациональным отношениям, на котором Владимир Путин заявил, что система управления миграционными процессами в стране должна быть модернизирована. «Мы уже вышли на второе место после Соединенных Штатов по количеству прибывающих мигрантов и так же, как другие страны, столкнулись с проблемами межнациональной напряженности. Поэтому для реализации положительного потенциала, заложенного в миграционных процессах, — а там положительный потенциал, конечно, есть — вся система управления ими должна быть модернизирована», — цитирует президента РИА «Новости». В частности, Путин предложил правительству и руководителям регионов задуматься над созданием государственных адаптационных курсов для трудовых мигрантов и их детей.