Со вчерашнего дня Москву начали патрулировать добровольные православные дружины, сообщило Русское общественное движение (РОД) «Святая Русь». «При обнаружении лиц, совершающих кощунственные действия в отношении православных святынь, оскорбляющих православную веру, проявляющих агрессию к священникам, мы оставляем за собой право принимать соответствующие меры», — заявили в РОД. По мнению активистов движения, «пора напомнить богоотступникам и богоборцам, что мы хозяева на нашей земле, и запретить любые кощунственные, оскорбительные действия и высказывания в отношении православной веры и нашего народа, будь то любое «искусство», шествия, учения и прочее, несущее в себе богохульство, ересь, растление, разврат».
Как заявил «Газете.Ru» руководитель РОД «Святая Русь» Иван Отраковский, в планы дружинников не входит расправа над совершающими кощунственные действия лицами. Их будут «задерживать и передавать в руки полиции».
«Существуют законы о вандализме и хулиганстве. И мы, как обычные неравнодушные люди, болеющие за свою родную землю, не должны проходить мимо вопиющих фактов. Поэтому наша православная организация бреет на себя патрулирование в вечернее время. Но мы призываем только к защите», — пояснил он.
Московское отделение движения планирует охватить патрулированием столицу и область и призывает присоединяться к дружинам всех неравнодушных граждан, рассказал Отраковский. По его словам, у инициативы РОД множество сторонников, в адрес движения приходят тысячи писем от граждан, которые не могут «спокойно смотреть на творящееся при попустительстве властей беззаконие». И им также советуют организовывать патрулирование вблизи святынь.
Первый — вчерашний — патруль по городам Московской области прошел спокойно, хулиганских проявлений зафиксировано не было, рассказал Отраковский.
По его словам, во вторник дружинники патрулировали Щелково, Подольск и Москву. Конкретные места в столице Отраковский не назвал. Одновременно в патрулировании принимают участие от 50 до 100 активистов движения: они разделены на мобильные и пешие группы по 5—7 человек. Кроме того, по словам Отраковского, по призыву движения много людей вышло на патрулирование вокруг ближайших монастырей. В среду группы дружинников также разъехались по городам Подмосковья, но, по каким именно, держится в секрете. По словам руководителя «Святой Руси», дружинники не должны привлекать к себе внимания: «Они выглядят как обычные люди, без каких-либо опознавательных знаков».
Как считает Отраковский, временные превентивные меры требуются в том числе в связи с раздуванием скандала вокруг Pussy Riot. «В синагогу или мечеть хулиганы не сунутся, — считает он. — Надо, чтобы люди увидели, что нельзя попирать и нашу родную веру. Мы соборный народ и должны объединяться».
Впрочем, источник «Газеты.Ru» в МВД России опроверг заявления Отраковского о начале патрулирования добровольными православными дружинами столичных улиц наряду с сотрудниками полиции.
«Об этом говорить пока преждевременно, и далеко не факт, что это вообще произойдет, — заявил источник в ведомстве. — Прежде всего нам необходимо изучить такую возможность, проработать все механизмы возможного сотрудничества, чтобы понять, нужна ли нам вообще помощь православных дружинников». По словам источника, иногда помощь гражданских лиц и представителей различных общественных движений действительно необходима. «Вспомните, сколько было возмущений, когда начали говорить о сотрудничестве полиции и кубанских казачьих объединений. Но, например, во время известных событий в Крымске, где местные полицейские не могли справиться с работой самостоятельно, казачьи патрули оказали нам огромную поддержку. Если говорить о православных дружинах, то пока в них нет никакой необходимости. Правонарушения и преступления в храмах и у религиозных учреждений наделали много шума в последнее время, но их произошло совсем немного, не наберется и десятка. А убийств ежедневно по России происходит сотни, краж — тысячи, мы же не зовем никого на помощь. Вот если подобные правонарушения станут происходить действительно часто, возможно, в чем-то помощь таких дружин и потребуется, но пока мы вполне справляемся», — сказал собеседник «Газеты.Ru».
По мнению зампреда комиссии Мосгордумы по безопасности Сергея Гончарова, инициатива снизу появилась, когда люди увидели, что власти не реагируют на проявления вандализма, а лишь фиксируют их. «После того что произошло с Pussy Riot, вакханалия продолжается, — считает депутат. — И нашлись люди, готовые поставить заслон этой вакханалии. Лишь бы они не переходили рамки закона. Иначе их самих придется привлекать за противоправные действия».
Такими противоправными действиями будут уже сами задержания «вандалов», напоминает председатель комиссии Мосгордумы по безопасности Инна Святенко.
«Инициатива хорошая, но я бы рекомендовала быть осторожнее в терминологии, — пояснила Святенко. — Вопросы задержания не могут быть в введении общественной организации».
По словам Святенко, деятельность зарегистрированных общественных организаций по содействию обеспечению правопорядка на территории Москвы прописана в трех городских законах: «Об участии жителей Москвы в охране общественного порядка», «О Московской городской народной дружине» и «Об общественных пунктах охраны порядка». Общественники могут патрулировать улицы совместно с сотрудниками органов внутренних дел, использовать повязки и свистки, могут сделать замечание или экстренно вызвать полицию. Но, как только доходит до задержания или составления административного протокола, тут их компетенция заканчивается.
По мнению руководителя департамента региональной безопасности Москвы Алексея Майорова, разделение дружинников по национальному или конфессиональному признаку только ухудшит ситуацию.
«Помощь граждан в охране правопорядка можно только приветствовать, — заявил Майоров «Газете.Ru». — Но для этого не нужно объединяться в общественные организации. Достаточно просто следить и сообщать о правонарушениях в полицию или общественные пункты охраны порядка. Для тех же, кто хочет заниматься этим в организованной форме, в Москве есть действующие в соответствии с законом добровольные народные дружины».
Впрочем, уточнил Майоров, в рядах легальной народной дружины общественник уже будет патрулировать не культовые объекты или места проживания священников, а территории, требующие в данный момент повышенного внимания. Например, сейчас это территории вокруг школ. «Люди могут надеть любую повязку как форму одежды, если на ней нет запрещенной законом атрибутики, могут ходить в различных направлениях. Но, как только они будут ограничивать свободу, применять какие-то меры к другим людям, они сразу станут нарушителями», — предупреждает чиновник.
По мнению председателя комиссии Мосгордумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Антона Палеева, для «православной дружины» в Москве вряд ли найдется много работы.
«В Москве достаточно сознательных граждан, как верующих, так и неверующих. И не так много случаев, чтобы кто-то мешал работе священнослужителей или осквернял храмы, — заявил он «Газете.Ru». — Видимо, эта организация решила о себе так заявить как о некой политической силе. А по свежим политическим мотивам появилась возможность проявить себя именно таким способом».
В свою очередь, председатель отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин поддержал идею создания православных дружин, заявив, что защищать храмы и святыни от актов вандализма могут и должны представители православной общественности. «Всегда в православной традиции такая защита являлась долгом православного народа. Православные призваны этот долг исполнять, но, конечно, делать это в рамках закона», — сказал Чаплин агентству ИТАР-ТАСС.