Во вторник утром Роскосмос сообщил: два спутника связи — «Экспресс-МД2» и Telkom-3, отправленные с космодрома Байконур ракетой-носителем «Протон-М» минувшей ночью, — не вышли на расчетную орбиту. Запуск «Протона» прошел в штатном режиме, он состоялся в 23.31 мск 6 августа, отделение космического аппарата Telkom-3 от разгонного блока «Бриз-М» ожидалось в 8.44 мск, а спутника «Экспресс-МД2» — в 9.14 мск.
Но из-за нештатной работы разгонного блока спутники были потеряны.
«По предварительным данным, аварийная ситуация произошла на участке работы разгонного блока «Бриз-М» производства Центра имени Хруничева. Два включения разгонника, по некоторым данным, прошли штатно, а третье так и не состоялось», — огласил предварительную версию неудачи источник РИА «Новости» в ракетно-космической отрасли.
Специалисты надеялись, что спутник еще можно вывести на расчетную орбиту. Над этим работала специальная комиссия на Байконуре, состоящая из представителей Роскосмоса, а также фирм, участвующих в запуске. Но утром специалисты были вынуждены признать, что аппараты не спасти.
«Спутники можно считать утраченными», — заявил собеседник агентства.
Источник РИА «Новости» в космической отрасли отметил, что потерянные аппараты могут представлять опасность для других космических объектов на орбите, которые работают в штатном режиме: «Исходя из имеющейся и пока самой предварительной информации, после сбоя в работе разгонный блок со спутниками стал неуправляемым. Космическая головная часть превратилась в космический мусор, потенциально угрожающий другим космическим объектам».
Что могло стать причиной аварии, специалистами еще предстоит выяснить, но уже есть предварительные версии произошедшего. «Понятно, что к несвоевременному выключению двигательной установки разгонного блока могла привести ошибка в системе управления аппаратом, из-за чего он отклонился от курса и произошло аварийное выключение двигателя, либо в самом двигателе могла произойти какая-то непредвиденная ситуация», — отметил источник «Интерфакса» в космической отрасли. Собеседник агентства не исключил и «человеческий фактор», в частности, ошибку в циклограмме полета. «Конечно, там все многократно проверяется, но нельзя исключить, что кто-то где-то недоглядел», — подчеркнул он.
Спутник связи «Экспресс-МД2» предназначался для круглосуточной ретрансляции информации на территории России, он создан в Центре имени Хруничева в кооперации с иностранными космическими компаниями, в частности, с итальянскими подразделением Thales Alenia Space. Он должен был взять на себя часть функций аппарата «Экспресс-АМ4», не вышедшего на расчетную орбиту после неудачного запуска в августе 2011 года.
Telkom-3 создан в другом конструкторском бюро — «Информационные спутниковые системы» имени академика Решетнева: над его разработкой трудились как российские, так и западные специалисты, а запуск производился по заказу индонезийской компании Telekomunikasi Indonesia Tbk (Джакарта). Аппарат предназначался для обеспечения телевизионного вещания в Индокитае. По информации РИА «Новости», «Информационные спутниковые системы» отвечают за разработку аппарата, доставку его на орбиту, создание наземного сегмента управления, а также предоставляет оператору услуги по обучению персонала и технической поддержке в процессе эксплуатации спутника.
Запуск спутников первоначально планировался еще на май этого года, но неоднократно переносился. Одна из последних дат старта — 26 июля, но тогда он не состоялся, так как «при сборке головной части была обнаружена неисправность и для ее ремонта пришлось отстыковать космические аппараты», пояснял тогда источник «Интерфакса». Проблемы были как раз с разгонным блоком «Бриз-М», говорят в отрасли.
Потеря «Экспресс-МД2» и Telkom-3 продолжила начавшуюся в 2011 году череду неудач для отечественной космической промышленности. Два из пяти ЧП прошлого года произошли из-за неисправности техники, разработанной в Центре им. Хруничева. В феврале 2011 года был выведен на нерасчетную орбиту геодезический аппарат военного назначения «Гео-ИК-2» — запуск проводился ракетой-носителем «Рокот» и разгонным блоком «Бриз-КМ». В середине августа 2011 года был потерян спутник «Экспресс-АМ4» с ракетой-носителем «Протон-М» и разгонным блоком «Бриз-М». Очередная авария произошла 24 августа: тогда ракета-носитель «Союз-У» с грузовым кораблем «Прогресс М-12М» стартовала с Байконура, но из-за аварии двигательной установки третьей ступени ракеты-носителя корабль не был выведен на орбиту; его обломки упали на Алтае.
До выяснения причин аварии запуски ракет-носителей с блоками «Бриз-М» приостановлены. Финансовые потери еще предстоит определить. Стоимость двух аппаратов составляет порядка 5—6 млрд рублей, предполагает источник в космической отрасли.
Роскосмос за конструкторские просчеты может уволить руководителя Центра имени Хруничева Владимира Нестерова, пишет «Интерфакс» со ссылкой на собственный источник.
По словам собеседника, ранее руководству центра удалось избежать наказаний за предыдущие аварии. Это первая для России космическая авария после того, как Роскосмос организовал на предприятиях отрасли собственную приемку ракетно-космической техники и повысил требования к предстартовой подготовке.
Проблемы с выводом на орбиту спутников связаны с недоработками разгонного блока «Бриз-М», убежден бывший начальник управления средств командно-измерительного комплекса Военно-космических сил Владимир Бердниченко.
«Этот разгонный блок иногда считают четвертой ступенью ракеты-носителя. И он, видимо, не отработан: масса аварий, которые случились в последние несколько лет, произошли именно из-за «Бриза-М», — отмечает эксперт. Он не исключает, что конструкторские недоработки вызваны неопытностью специалистов Центра им. Хруничева в области разработки разгонных блоков для «Протона-М» — этим, как правило, занималась ракетно-космическая корпорация «Энергия». Репутация российских геостационарных спутников на сегодня очень низкая, и очередная авария очков в копилку отечественной космической отрасли не прибавит, убежден Бердниченко. «Мы работаем со многими операторами сотовой связи, и они предпочитают выбирать в качестве космического сегмента именно иностранные спутники, прежде всего Intelsat и Eutelsat. Так происходит потому, что нет свободных емкостей для производства аппаратов, а большинство из действующих российских спутников имеют дефекты. К тому же практически отсутствуют гарантии, что в случае отказа спутник заменят. А переход на другой аппарат — очень тяжелый процесс», — говорит Владимир Бердниченко.