В воскресенье в московском саду имени Баумана проходил благотворительный фестиваль «Веганфест». Согласно анонсу организаторов, гостям предлагалось поучиться мыловарению, росписи экосумок, игре на дарбуке, сдать вторсырье и послушать лекции. Обещалось множество музыкантов и бесплатный вход. Пикник привлек внимание сотрудников ОВД «Басманное», расположенного поблизости. «Поначалу они просто дежурили, наблюдали за тем, что происходит», — рассказал «Газете.Ru» один из очевидцев. На сцену вышли музыканты группы «Макулатура» и принялись исполнять «социально-бытийный рэп» — так они определяют свое направление.
Исполнение длилось недолго. Текст третьей песни показался полицейским «нарушением общественного порядка», и они вышли на сцену.
«Евгения Алехина и Константина Строкольского (участники группы «Макулатура». — «Газета.Ru») прямо со сцены попросили пройти в ОВД «Басманое». По-видимому, причиной задержания послужили слова в песне «Милиционер будущего»», — рассказывает адвокат задержанных Василий Кушнир.
На видеозаписях задержания, размещенных в сети, комментаторы отмечают, что у полицейских на груди отсутствовали жетоны с номерами. Сотрудники правоохранительных органов также не сочли нужным представиться, уточняет адвокат. «Я приехал в ОВД уже ближе к ночи. Там был майор, который и проводил задержание. У него не было значка, и он категорично отказывался представиться. У участкового, также находившегося в ОВД, значок был», — рассказывает Кушнир.
Первоначально Twitter «РосУзника» распространил информацию, что музыкантам вменят ст. 319 УК (оскорбление представителя власти), так как со сцены прозвучало слово «мусор». Но в тексте песни, действительно посвященной сотрудникам правоохранительных органов, последние именуются исключительно «милиционер», хотя и не «полицейский». Хэш-тэг #Макулатура попал в воскресенье в топы обсуждения.
В отделении полиции выяснилось: музыкантов задержали за «мелкое хулиганство» (ст. 20.1 КоАП): за «нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах». Однако единственное нецензурное слово в песне упоминается в строке «хватит, говорю, разрухи и хаоса зае...ло».
За «неуважение к обществу» и «нецензурную брань» полицейские приняли текст песни «Милиционер будущего», где упоминаются Владимир Путин и «Единая Россия».
Алехин и Строкольский провели ночь в спецприемнике. «Оба задержанных доставлены в Басманный суд», — заявил Кушнир. После 15.00 мск адвокат сообщил, что обоих участников группы оштрафовали на 1 тысячу рублей каждого.
По версии МВД, сотрудники ОВД «Басманное» около 21.00 мск задержали двоих граждан в саду имени Баумана «за публичное исполнение песни, содержащей ненормативную лексику». Музыкантов неоднократно просили перестать браниться организаторы фестиваля и сотрудники полиции, сообщил дежурный в пресс-службе московского главка. Материалы по административному нарушению переданы в мировой суд.
Он уточнил, что в воскресенье днем Строкольский был задержан по неизвестным причинам полицией метрополитена, но был отпущен. «Похоже, здесь работал центр «Э» (Центр по противодействию экстремизму. – «Газета.Ru»)», — отметил адвокат. Константин Строкольский ранее был членом НБП (организация запрещена в России), имел судимость. В 2006 году суд Кемерова приговорил Строкольского к двум годам лишения свободы условно. Его признали виновным в экстремизме. По версии следствия, тогда 21-летний студент факультета филологии и журналистики Кемеровского госуниверситета Строкольский разместил на своем сайте текст статьи «Самая конструктивная партия», написанной журналистом из Белова Александром Николаенко. До этого статья была опубликована в беловской газете «Курс», за что самого Николаенко приговорили к шести месяцам колонии.
В прошедшие выходные еще одно задержание оказалось в топах соцсетей и блогов – в ОВД «Якиманка» оказались юрист ассоциации «Агора» Ильнур Шарапов и геодезист, первым посчитавший численность протестных митингов, Николай Помещенко.
«В начале года мои друзья-пессимисты шутили, что скоро за игру в петанк будут забирать в тюрьму. Не верил им. И вот свершилось», — сообщал в Facebook бывший главред сайта РИА «Новости» Павел Пряников.
В субботу вечером 11 журналистов и правозащитников собрались на Болотной площади в безлюдном сквере, который ведет к Софийской набережной. Играли в петанк. «Игра продолжалась несколько часов. Мы разбились на несколько команд и находились в метрах 50 друг от друга, — рассказывает очевидец Сергей Смирнов. – Не сразу заметили, как к паре игроков подошли полицейские». По словам Ильнура Шарапова, подошли четверо полицейских, двое из которых капитаны. Полицейские не представились, но удалось записать номера капитанов — 018295 и 018221. «Я до сих пор не знаю, как их звали», — отметил Шарапов.
Полицейские предложили игрокам представить личные вещи (сумки) к досмотру. Шарапов и Помещенко отказались, посчитав требование необоснованным. «Мне и Николаю предложили проехать в ОВД для досмотра. Уже в машине по дороге в ОВД «Якиманка» выяснилось, что нас подозревают в употреблении наркотиков (ст. 6.9 КоАП. – «Газета.Ru»)», — рассказывает юрист.
В машине полицейские также интересовались родом деятельности задержанных, какое отношение они имеют к Алексею Навальному и что делали в 100 метрах от Кремля. Игроки в петанк признаются, что некоторые во время игры употребляли алкоголь, но полицейских выпившие игроки не заинтересовали.
Из ОВД «Якиманка» задержанных направили на наркологическую экспертизу в медицинский кабинет больницы № 17, расположенный на территории ЗИЛа. Там у задержанных взяли анализы и отправили обратно в ОВД. «В отделении составили протокол и заставили написать объяснительную, после чего отпустили», — рассказывает Шарапов. От результатов экспертизы, которые должны быть готовы в течение десяти дней, зависит, предстанут ли задержанные перед мировым судом. Шарапов и Помещенко предусмотрительно сдали в другой лаборатории анализы на наличие наркотиков в организме.