Во вторник в Москве вдоль Мичуринского проспекта шли работы по вырубке яблоневой аллеи, против которых протестуют местные жители и сотрудники МГУ. Вырубка связана с предстоящим строительством новой станции метрополитена, рассказали «Газете.Ru» в компании «Эко-Грин», сотрудники которой трудятся на газонах около проспекта. «Мы ведем подготовительные работы для строительства метрополитена. У нас есть порубочные билеты и разрешение на пересадку здоровых деревьев, которое нам было выдано правительством Москвы», — сказали в компании, отметив, что они всего лишь исполнители.
Против вырубки выступают жители района Раменки, которых поддерживает муниципальный депутат Никита Савушкин, а также администрация и студенты МГУ.
Члены инициативной группы студентов МГУ обнаружили появление рабочих на яблоневой аллее еще 24 июля, рассказал «Газете.Ru» советник председателя студенческого совета МГУ и житель района Раменки Алексей Потемкин. Спустя два дня на место вырубок приехал депутат Савушкин. Он предъявил предписание от департамента культурного наследия города Москвы, по которому компания «Эко-Грин» была обязана остановить работы. Однако к его словам не прислушались. Активистам пришлось вызывать сотрудников полиции и прокуратуры, при появлении которых вырубка была прекращена. Активисты отмечают, что за последние дни им пришлось трижды вызывать на Мичуринский проспект правоохранительные органы. Однако никаких документов о правонарушении при этом составлено не было.
«В предписании департамента яблоневый сад назван «объектом культурного наследия регионального значения», — пояснил «Газете.Ru» депутат Савушкин.
«Сквер у посольства КНР и аллеи признали памятником культурного наследия еще в 2004 году. Однако, когда создавался Генплан строительства метрополитена, его проектировщики не учли этой особенности и, по всей видимости, руководствовались старыми документами, — добавляет Савушкин. — Есть еще одна причина, по которой власти Москвы не имеют права вырубать яблочную аллею, находящуюся со стороны МГУ: эта земля в федеральной собственности, а значит, московские власти распоряжаться ей не могут».
О предстоящих работах на Мичуринском проспекте было известно еще несколько месяцев назад. Активисты района и студенты МГУ, наблюдавшие за подготовкой к началу строительства метро, обнаружили, что в Генплан были внесены изменения: изначально метрополитен планировали прокладывать в другом месте. «По Генплану строительство линии метро должно было идти под улицей Минской, а сама станция планировалась около площади Индиры Ганди, — объясняет Потемкин. — Строительство должно было проходить по закрытому принципу, то есть все работы должны были вести под землей. В таком случае инфраструктура района, и в том числе зеленые насаждения, не должны были пострадать. Однако строительство почему-то началось под улицей Улофа Пальме, по Университетскому проспекту и с поворотом на Мичуринский проспект. Строительство было решено вести открытое, а для его обеспечения надо вырубить деревья на Мичуринском проспекте».
В мае на предварительных слушаниях, на которых обсуждалось строительство, жители района заявили о своем недовольстве и даже собрали более полутора тысяч подписей против стройки, рассказывает депутат Савушкин. Обращения с просьбой повлиять на строительство направлялись в разные инстанции, в том числе мэру Москвы Сергею Собянину и президенту России Владимиру Путину, однако ответа не было.
Близость ветки метро к МГУ также не нравится руководству университета.
Ректор МГУ Виктор Садовничий выступил с критикой работ на Мичуринском проспекте.
«Территория, на которой сейчас вырубаются деревья, университету не принадлежит, но мы все равно занимаемся этим вопросом, — пояснил «Газете.Ru» Садовничий. — Проблема вырубки деревьев была поднята еще три месяца назад. Тогда мы написали два письма: одно в департамент транспорта, а другое в префектуру». Ответа так и не поступило.
Работа метрополитена негативно отразится на исследованиях, которые идут в университете, поясняет ректор.
«Профессора сказали мне, что их высокочувствительные приборы реагируют на вибрации», — говорит Садовничий.
Дело в том, что рядом с местом строительства находится Институт механики МГУ. «Строительная площадка практически перед ступенями Института механики, — объясняет Потемкин. — В институте находятся подземные лаборатории, в которых стоит высокоточное оборудование. Приборы будут реагировать на поступающие от метрополитена вибрации, что негативно скажется на точности проводимых исследований». Он также добавил, что в университете ходят слухи о возможном обрушении: здание института построено на неустойчивом песчаном грунте, и есть опасения, что из-за строительства почва может «поплыть».
В целом жители Раменок недоумевают, почему новую станцию метро запланировали так близко к существующей станции «Университет». Есть мнение, что работы ведутся ради удобства студентов общежития МГУ. Но в администрации университета утверждают, что к 2017 году (срок, к которому обещают построить новую станцию) общежитие будет перенесено в другое здание, которое находится совсем рядом со станцией метро «Университет».
Руководство управы района Раменки отказывается давать комментарии. Однако 27 июля в здании управы прошла встреча участников конфликта: жители района, студенты и администрация университета высказали свои претензии застройщикам. Однако договориться сторонам не удалось. Активисты района решили продолжать требовать от властей города окончательной остановки вырубки деревьев и возвращения к первоначальному плану строительства.