Верховный суд Татарстана в понедельник был вынужден заменить меру наказания для бывшего главы Верхнеуслонского района республики Александра Тимофеева, так как чиновник не смог погасить штраф в 300 млн рублей, к которому его приговорили в январе 2012 года за взятку в 5 млн рублей. В итоге штраф заменили на лишение свободы — Тимофееву предстоит отбыть четыре года в колонии строгого режима.
Тимофеев, который до начала судебного процесса состоял в «Единой России», был задержан 21 октября 2011 года.
К чиновнику обратились руководители двух местных предприятий, попросив помочь с передачей им в аренду трех участков земли в 11, 16 и 56 га.
Свои усилия Тимофеев оценил 5 млн рублей. Задержанному с поличным Тимофееву предъявили обвинение по ч. 6 ст. 290 (получение взятки главой органа местного самоуправления с вымогательством в особо крупном размере). Тимофеев признал свою вину, раскаялся и пошел на сотрудничество со следствием. Тем не менее он стал одним из первых коррупционеров, на котором были опробованы поправки в Уголовный кодекс, которые в мае 2011 года подписал президент Дмитрий Медведев. Штрафы привязали к сумме взятки. За взятку в 25 тыс. рублей можно было назначать штраф в двукратном размере. За взятку от 25 тыс. до 150 тыс. рублей размер штрафа должен превышать сумму побора в 30—60 раз. Взятка от 150 тыс. до 1 млн предполагает штраф, который превышает нелегальные выплаты в 70—90 раз. Если взятка превысила миллион рублей, размер финансового наказания увеличивается в 80—100 раз, но не должен превышать 500 млн рублей. Тогда Медведев пояснил, что поправки должны помочь в борьбе с коррупцией. «Это абсолютно новое наказание, позволяющее применять наказание без лишения свободы и создающее серьезные условия, чтобы тот, кто совершил преступление, понимал, что острие государственной ответственности будет направлено на его имущество», — заявил Медведев, добавив, что для некоторых людей такое наказание может стать более значимым, чем лишение свободы.
Прокуратура запросила для экс-чиновника Тимофеева девять лет колонии строгого режима и штраф в 500 млн рублей.
Суд встал на сторону защиты, учтя сотрудничество и раскаяние Тимофеева, ему было назначен штраф в 300 млн рублей. Также его лишили права занимать руководящие должности в течение трех лет и арестовали имущество: сообщалось об одной нежилой комнате и двух гаражах, информацию о которых удалось официально подтвердить.
На выплату штрафа у Тимофеева было 50 дней, но за полгода после оглашения приговора бывший чиновник смог перечислить в казну лишь 610 тыс. рублей. В итоге республиканские судебные приставы были вынуждены через следствие выйти в суд с просьбой заменить ранее вынесенный приговор. Гособвинение потребовало назначить Тимофееву наказание в виде семи лет колонии строгого режима и 1 млн рублей штрафа. Но суд остановился на четырех годах лишения свободы.
Правозащитники говорят, что принятые поправки — весьма эффективная мера. «Но вопрос в соразмерности наказания, безусловно, стоит. Зачем назначать штраф, который нельзя выплатить?» — отмечает адвокат Рамиль Ахметгалиев из правозащитной организацией «Агора». Вместе с тем он указывает, что судебные приставы также должны научиться работать в условиях изменившегося законодательства. Многие взяточники, зная о наказании, оперативно переводят на подставные счета или счета, принадлежащие своим родственникам, все имеющееся у них имущество и на бумаге выглядят бедняками, говорит юрист. В итоге штраф не выплачивается, суд избирает условный срок заключения, а смысл наказания выхолащивается. «Надо пользоваться возможностями закона: ведь существует, к примеру, правовой механизм признавать сделки недействительными. Приставы должны найти дорогой дом, арестовать его, продать в пользу казны большую его часть, оставить собственнику его конституционные несколько квадратных метров жилья и добиться того, чтобы человек, совершивший преступление, действительно прочувствовал наказание. Это пострашнее, чем условный срок и или колония для того, кто только и делает, что ворует деньги», — отмечает Ахметгалиев.
Кстати, во время заседания в понедельник по замене наказания Тимофееву приставы заявили, что бывший чиновник, который жаловался на недостаток средств и необходимость выплачивать кредит за квартиру, специально занижает свои финансовые возможности. Например, по данным Гостехнадзора, где приставы навели справки об имуществе Тимофеева, у бывшего главы района республики есть минитрактор 2007 года выпуска. Запрос в Татфондбанк, в котором у Тимофеева зарегистрирован лицевой счет, также дал неожиданные результаты: выяснилось, что Тимофеев каждый месяц отдает от 50 до 150 тыс. рублей на выплаты по кредиту за квартиру в элитном районе Казани на улице Гоголя. Приставы уверены, что Тимофеев мог попросить банк о пересмотре графика выплат, чтобы иметь возможность выплачивать штраф.
«Обвиняемый является злостным неплательщиком, он не делал выплаты в положенный срок, утаивал имущество семьи, кроме того, уже после приговора о выплате 300-миллионного штрафа он смог подарить тестю коттедж в Лаишевском районе и два земельных участка, оформленные на жену, с которой затеял бракоразводный процесс», — приводил доводы представитель обвинения, которого цитирует «Интерфакс». Однако приставы не стали пытаться изъять это имущество, чтобы погасить штраф.