В понедельник в Хамовническом суде состоялась заключительная часть предварительных слушаний по уголовному делу в отношении трех обвиняемых в хулиганстве активисток Pussy Riot. Журналистов и представителей группы поддержки по сравнению с пятницей было гораздо меньше, и заседание началось в назначенный срок — 11.00 мск.
На предыдущем заседании на прошлой неделе суд постановил заключить Надежду Толоконникову (признана в РФ иностранным агентом), Марию Алехину и Екатерину Самуцевич под стражу еще на полгода, до 12 января 2013 года, а адвокаты защиты заявили десять ходатайств, в том числе о привлечении президента Владимира Путина и патриарха Московского и всея Руси Кирилла в качестве свидетелей по делу.
Пока шло закрытое заседание, перед журналистами выступил муж Толоконниковой и активист группы «Война» Петр Верзилов (признан в РФ иностранным агентом). Он рассказал, что музыканты по всему миру, в том числе Боно (солист группы U2) и Мадонна, шокированы ситуацией с Pussy Riot.
«Непонятно, зачем власть создает для России образ инквизиционной страны», — процитировал Верзилов слова фронтмена группы Red Hot Chili Peppers Энтони Кидиса, который накануне выступил в Москве в футболке с надписью Pussy Riot.
Кроме этого, по словам активиста «Войны», во время концерта Кидису позвонил «босс Universal и сообщил, что с ним хочет увидеться некий «друг президента» — но солист легендарной группы предпочел этой встрече ужин с близкими участниц панк-группы. Верзилов продемонстрировал аккуратно вложенные в книгу письма Кидиса и басиста Фли, адресованные Толоконниковой, Алехиной и Самуцевич. В тексте певец и басист выражают восхищение храбростью арестанток. «Мы здесь, чтобы вам помочь», — вывел черным фломастером Кидис.
Верзилов рассказал, что сами обвиняемые хорошо держатся и много улыбаются. «Они не сломлены и готовы бороться дальше, — заявил он, добавив, что даже голодовка не подкосила активисток. — Их редкостная стойкость вызывает уважение».
Спустя пару часов на пороге суда появилась пресс-секретарь Дарья Лях и назвала дату первого заседания по существу: «По итогам предварительного слушания суд постановил назначить заседание на 30 июля 11.00 мск».
Также она заявила, что суд «частично принял ходатайства стороны защиты к рассмотрению». По ее словам, требование адвоката Толоконниковой Марка Фейгина пригласить в суд в качестве свидетелей по делу главу государства и предстоятеля РПЦ было несколько преждевременно и защитники активисток смогут повторить свое ходатайство в ходе заседаний.
Вышедшие чуть позже к журналистам Фейгин, Виолетта Волкова и Николай Полозов были настроены совсем не оптимистично. Полозов объяснил, что ходатайства, удовлетворенные в суде, — не что иное как «технические детали», которые позволят их подзащитным знакомиться с материалами дела до 27 июля, а Марии Алехиной — получить копии протоколов судебных заседаний.
«Суд пошел навстречу и продлил процедуру ознакомления с делом на четыре дня, — иронично отметил Полозов. — Это просто издевательство над нашими подзащитными».
Адвокат пояснил, что в течение четырех дней у предполагаемых участниц Pussy Riot будет напряженный график: «В СИЗО их будут поднимать в 5 утра, везти в душном автозаке в Хамовнический суд, и здесь без перерыва на еду они будут читать дело». «Это для того, чтобы мы не могли вместе подготовиться к основному заседанию», — подытожил адвокат.
Остальные важные для защиты ходатайства суд отклонил или же принял в форме, фактически равносильной отказу, говорят адвокаты. Как уже говорилось, суд отказал защите в вызове свидетелями президента и патриарха, отметив, что это ходатайство можно будет заявить позже. Впрочем, даже если суд примет повторные требования адвокатов, им придется самим вызывать этих свидетелей в суд — что у защиты вряд ли получится. Адвокаты не уверены, что им удастся самостоятельно привести в суд даже авторов экспертизы, на которой основано обвинительное заключение и первого следователя по делу (их они также хотели бы видеть в списке свидетелей).
Виолетта Волкова к сообщению коллег добавила, что судья Марина Сырова постановила назначить для Толоконниковой, Самуцевич и Алехиной защитников МГКА (Московской городской коллегии адвокатов). По ее словам, государственные адвокаты могут испортить линию защиты и изменить всю стратегию заседаний.
«Это чревато всем чем угодно! Адвокат может опросить подзащитных так, что мало не покажется, — взволнованно сообщила Волкова. — Мы считаем, что наши подзащитные и без нашей команды отведут адвокатов».
Полозов уточнил, что «в дело уже пытались внедрить других адвокатов», но не преминул отметить: «Победа будет за нами, потому что наше дело правое».
Адвокаты не получили удовлетворительного ответа и на ходатайства, касающиеся экспертиз. Судья Сырова не одобрила ни проведение новой судебно-психолого-лингвистической экспертизы, ни исключение из материалов дела результатов третьего анализа. Напомним, что две первые экспертизы готовили специалисты ГУП ЦИАТ (Центр информационно-аналитических технологий), которые решили, что в действиях активисток в ХХС нет инкриминируемого им состава преступления, сообщали ранее защитники. Третья экспертиза началась еще до окончания второй: три эксперта из Института мировой литературы им. Горького, Института психолого-педагогических проблем детства РАО и Института государственно-конфессиональных отношений и права нашли в ролике с танцами в храме мотив разжигания религиозной ненависти и вражды — и именно она легла в основу обвинения.
Адвокат утверждает, что последняя экспертиза была проведена «со всеми мыслимыми и немыслимыми нарушениями».
«Один из авторов, Игорь Понкин — юрист, у него нет психологического и лингвистического образования, то есть ему нельзя делать экспертизы», — заявил Фейгин. Скептически отнеслись адвокаты и к сообщению, что следующее заседание будет открытым и из зала суда будет вестись онлайн трансляция на сайте Хамовнического суда.
«Вызывает сомнения перспектива публичности заседаний. Не исключено, что журналисты могут не попасть в зал суда», — сообщил Полозов.
В заключение Марк Фейгин (признан в РФ иностранным агентом) заявил, что в следующий раз он намерен потребовать убрать из зала суда собаку: у него и Виолетты Волковой открылась аллергия, поэтому барбос мешает им работать.