Сотрудники колонии № 4, расположенной в городе Салават в Башкирии, избивают заключенных, которые пытаются отстоять свои законные права на человеческие условия содержания. Очередной случай противоправных действий со стороны сотрудников ИК-4 произошел в середине июля этого года, заявила «Газете.Ru» член Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) за местами принудительного содержания по Башкирии Альмира Жукова.
«На этот раз все закончилось трагически: один из осужденных, по фамилии Ласько, не выдержал побоев и умер», — отметила член ОНК.
По словам общественника, заключенные пострадали из-за неоднократных жалоб, которые они подавали в ОНК, чтобы добиться нормальных условий содержания. Жукова рассказывает, что все началось 9 июля, когда она приехала в ИК-4, отреагировав на очередное заявление осужденных Ансокова, Гамзана Сулейманова, Андрея Махлакова и Тариэла Цуцкаридзе, которые пожаловались на неудовлетворительное питание и постоянные побои. На следующий день, 10 июля, к жалобам в ОНК прибавилось исковое заявление заключенного Затынайко к администрации колонии о возмещении вреда из-за ненадлежащего оказания медицинской помощи. Свои моральные потери Затынайко оценил в 1 млн рублей. Вместе с иском он написал заявление о возбуждении уголовного дела в отношении начальника колонии.
«Я все проверила, забрала заявления заключенных и ушла. Перед уходом я зарегистрировала жалобы в специальном журнале – это нас заставляет делать администрация колонии, чтобы потом, как я предполагаю, снимать копию и иметь представление, кого наказывать за жалобы. Как я потом узнала, после нашего визита, буквально через пару дней, 11 июля, сотрудники колонии зверски избили сразу несколько осужденных, которые нам пожаловались на администрацию», — говорит Жукова.
По словам заключенных, они поняли, что что-то будет, после того как услышали громкую музыку, которую уже давно не включали в колонии. Всех заключенных, которые не угодили администрации, вывели из карцеров под предлогом проведения досмотра и переместили в комнату для сотрудников, где не ведется видеонаблюдение, рассказывают правозащитники.
Там, по словам осужденных, их били человек пятнадцать. «У Затынайко спустя 10 дней после случившегося еще даже не прошли гематомы, порвана кожа на ягодицах, нога вся синяя. Причем били его дважды – 11 и 16 июля. То же самое произошло с Сулеймановым, Махлаковым, Цуцкаридзе и Ансоковым, — говорит Жукова. Среди них были и погибший Ласько, которого били, со слов заключенных, на протяжении трех дней.
Осужденные рассказывали Жуковой, что Ласько кричал громче всех: они отчетливо слышали возгласы «мама!» и просьбы прекратить побои.
О том, что Ласько не выдержал избиения и скончался от полученных травм, Жукова, по ее словам, узнала от одного из сотрудников колонии во время своего визита. Сами зэки, как уверяет член башкирской ОНК, в пятницу еще не знали о смерти Ласько и просили Жукову «найти парня, который потерялся». Сотрудник ИК-4, с которым общалась Жукова, рассказал ей, что на руках у администрации уже есть заключение медицинской экспертизы о том, что Ласько скончался от сердечной недостаточности. Само тело правозащитнице не показали, объяснив это тем, что на это имеют право только родственники погибшего. «Вполне возможно, что вскоре они скажут, что не достучались до родственников, и попытаются как можно быстрее похоронить Ласько. Если это случится, доказать что-либо будет очень сложно: пока добьешься того, чтобы вскрыли гроб, пока докажешь, что требуется эксгумация, пройдет очень много времени, и не факт, что это вообще получится. Поэтому я написала заявление в республиканское управление Следственного комитета о возбуждении уголовного дела по факту превышения должностных полномочий и смерти осужденного. Я попросила похоронить Ласько только после того, как его тело покажут судмедэкспертам», — рассказывает Жукова. Жалобы в республиканскую прокуратуру, которую Жукова посетила в минувший четверг, результата не дали.
История с массовым избиением заключенных в колонии № 4 получила продолжение: как рассказал «Газете.Ru» руководитель правозащитного проекта «Гулагу.нет» Владимир Осечкин, несколько осужденных ИК-4 в знак протеста против произвола вскрыли себе вены. Эту информацию подтверждает и Альмира Жукова.
«Я была в шоке, когда посетила камеры: они все были залиты кровью, я в жизни столько крови не видела. Заключенные все были в бинтах», — говорит она.
Владимир Осечкин, как и Жукова, требует возбудить уголовное дело по факту превышения должностных полномочий и смерти заключенного: правозащитник направил заявление на имя главы СК Александра Бастрыкина и директора ФСБ Александра Бортникова. «С этой колонией нужно что-то делать, как и с самим управление ФСИН по Башкирии. Оттуда постоянно поступают жалобы, по которым можно сделать вывод, что там работают настоящие звери», — говорит Осечкин. Он напоминает, что в июне 2012 года на Youtube появился ролик, в котором анонимно рассказывается о пытках, практикующихся в ИК-4. Неизвестный, голос которого искажен, в частности, говорит о дискриминации заключенных по религиозному признаку. «За намаз могут избить. ...В пытках участвуют даже психологи, которые должны помогать», — говорится на записи.
Комментарий у представителей ИК-4 получить не удалось. В УФСИН по Башкирии и ФСИН России прокомментировать заявления правозащитников тоже не смогли.