В понедельник вечером в пострадавшем от наводнения Крымске снова началась паника: по городу распространились слухи, что прорвало дамбу и к до сих пор залитому водой населенному пункту, жители которого с утра до ночи разгребают залитые коричневой жижей дворы и свои жилища с перевернутыми столами и стульями, идет еще одна волна. Ждать от властей оповещения, которого, как говорят крымчане, они так и не услышали в ночь на субботу, граждане не стали: на уходящих на возвышения дорогах тут же выстроились колонны автомобилей.
Пробки не рассасывались даже после того, как официальные лица заявили, что никакого прорыва не было, дамба цела и информация об ее разрушении ложная: на телевидении была запущена соответствующая бегущая строка, о том же сообщалось по радио. Впрочем, учитывая, что в городе не везде до сих пор есть свет, в МЧС пообещали запустить по городу машину с громкоговорителем и оповещать крымчан об отсутствии угрозы по старинке.
В полиции сообщили, что тоже успокаивали горожан. «И те, кто распространяет подобные лживые данные, способные вызвать панику среди населения, будут привлечены к ответственности по всей строгости закона», — заявили в оперативном штабе при МВД, передает «Интерфакс».
На фоне этих панических настроений губернатор Краснодарского края Александр Ткачев дал пресс-конференцию, на которой сообщил, что будоражащие крымчан слухи распускают провокаторы.
Он заявил, что ему известно как минимум о четырех слухах: что наводнение произошло из-за прорыва дамбы, на кладбище выкопаны 600 могил для жертв наводнения (в районе с выходных говорят, что погибших не официальные полторы сотни, а около тысячи. — «Газета.Ru»), материальную помощь власти выдают лишь в обмен на подписанный документ о том, что в ночь на субботу они слышали оповещение, и последний — что семьи погибших не смогут получить положенную им компенсацию, так как в заключении о смерти медики написали, что они умерли «от сердечной недостаточности», а про наводнение в этом документе нет ни слова. «А человек и правда мог погибнуть при наводнении, обо что-то ударившись, у него могла произойти остановка сердца, — заявил Ткачев. — Да, он не утонул, но все равно считается погибшим в результате чрезвычайной ситуации, и его близкие в любом случае получат положенную им компенсацию».
В первой половине дня местный адвокат Алла Ситникова рассказывала «Газете.Ru», что к ней обратились уже несколько человек: одни сообщали, что их попросили подписать заявление, что они слышали предупреждения, но решили остаться дома, другим отдавали на подпись свидетельства о смерти в результате сердечной недостаточности. По ее словам, она, как юрист, советовала им «добиваться правильного диагноза в свидетельстве о смерти», чтобы не возникло проблем с выплатой компенсаций. Кроме того, адвокат предупреждала крымчан, что до прихода членов спецкомиссии, которые будут описывать поврежденное имущество, им не стоит торопиться с уборкой и пока нужно оставить все на своих местах.
Выплаты начались уже в понедельник. Утром министр социального развития и семейной политики Краснодарского края Елена Ильченко сообщила, что за этот день 1197 человек получат по 10 тысяч рублей на почте. По ее словам, заявления на признание их пострадавшими подали еще 3,5 тысячи горожан. «По городу 160 бригад социальных работников составляют акты по обращениям граждан, волонтеры помогают жителям убираться в домах», — заявила она.
С то и дело паникующими жителями работают психологи.
В субботу в Крымск прибыли семь специалистов Института им. Сербского, в том числе его директор Зураб Кекелидзе. «Ситуация здесь достаточно напряженная. Пострадало большое количество людей, у крымчан пока нет точной информации о количестве погибших, люди тревожатся, что помощь не будет оказана в должном объеме, нет достаточной информации от местных властей, и они не очень активно принимают участие в оказании помощи. Растет недовольство населения, и это неблагоприятно отражается на общем психологическом состоянии», — рассказала замначальника группы психолого-психиатрической поддержки населения Анна Плотнова. По ее словам, в основном люди приходят за помощью сами, а к тем, кто боится или из-за физического состояния не может выйти из дома, специалисты выезжают на дом.
«Здесь собрались представители института Сербского, сотрудники МЧС, специалисты Краснодара и Краснодарского края. Так что работников хватает, хотя нагрузки много, — говорит сам Кекелидзе. — В первые три дня после трагедии у людей развиваются тяжелые реакции на происходящее — последствия стресса. Мы помогаем людям избежать развития психосоматических заболеваний». «Сейчас из-за пережитого стресса люди не всегда слышат то, что им говорят. Когда им говорят, что для начала им выплатят по 10 тысяч, они не понимают, что потом будет еще, и начинают возмущаться. Поэтому иногда приходится им по несколько раз говорить одно и то же», — объяснил Кекелидзе взволнованность крымчан.
Тем не менее, по его словам, пострадавшим потребуется помощь еще в течение года, поэтому для местных специалистов будет организован двухнедельный цикл семинаров по оказанию психологической помощи.
В число пострадавших психиатр записал и местные власти.
«Они тоже живут в этом городе и тоже пережили наводнение. Они не спят сутками, и любым людям в такой ситуации сложно справиться с эмоциями», — сообщил Кекелидзе. По словам врача, в городе действительно есть организационные проблемы (из-за них в том числе лишился своей должности глава Крымского района. — «Газета.Ru»). «Например, вчера утром забыли о биотуалетах, а сегодня принесли много питьевой воды, а воды, чтобы руки помыть, нет. Не было целлофановых мешков. Те, кто принесли вещи, не сообразили, что нужны пакеты, а у тех, кто пришел за помощью, их попросту нет. В итоге на подвоз недостающего уходят часы», — сказал Кекелидзе.
Также в Крымске сейчас работают более двух тысяч сотрудников МЧС и более 200 единиц техники, в том числе из других регионов (на улицах Крымска попадаются пожарные машины с пятигорскими номерами).
«Это жуткая трагедия. Был дом, и в одночасье ничего не стало, — говорит первый заместитель начальника национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС Сергей Мирошниченко. — Сейчас надо максимально быстро провести очистку, не допустить кишечных заболеваний и дать людям газ, свет и воду. Я сам видел, что 4,5 км магистрального газопровода вдоль реки было буквально вырвано».
По словам спасателя, погибших может стать больше, чем 171 человек. «Мы уже два раза проверили все дома на предмет наличия тел. Но, когда сегодня начали откачивать воду, нашли еще одного человека», — признался он.
Между тем, в местном управлении СК заявляют, что полиция и МЧС выдают некорректные данные о числе погибших при наводнении в Крымском районе. «МВД суммирует все смерти в Крымске, произошедшие за эти дни, и сюда же приплюсовывают статистику по Новороссийску и Геленджику, — сообщил «Газете.Ru» помощник руководителя следственного управления СК России Иван Сенгеров. — Но мы считаем это некорректным, потому что, например, умершего вчера или сегодня в Крымской городской больнице от инфаркта нельзя считать жертвой наводнения. К тому же жертвы в Крымске нельзя суммировать с жертвами в двух других городах края. К 16 часам 9 июля Следственный комитет располагает сведениями о 145 жителях Крымска, погибших именно во время наводнения, из которых трое детей, а личности 15 человек еще не установлены. В Новороссийске погибли трое, в Геленджике — девять. А полиция фиксирует все смерти, потому и получается разночтение: 171 погибший по Крымску, среди которых три в Новороссийске и 10 в Геленджике». Вместе с тем, по словам Сенгерова, поисковые операции еще продолжаются, а значит, приведенные им цифры не окончательные. По данным Минздрава, за последние сутки за медицинской помощью обратились около 800 человек, из них 83 ребенка, 210 человек были госпитализированы.