Число погибших при наводнении в Краснодарском крае продолжает расти. Утром в воскресенье цифры постоянно менялись — следователи и сотрудники МЧС продолжали обходить затопленные и разрушенные дома и находить новые жертвы. По данным РИА «Новости» к 14.00, погибшими считались уже более 150 человек.
Больше всего жертв в разрушенном 7-метровой волной Крымском районе, где продолжаются поисково-спасательные работы. В Геленджике погибли девять человек, два тела были обнаружены в Новороссийске.
Всего из зоны подтопления эвакуированы 2756 человек, из них — 126 детей из детских оздоровительных лагерей.
Территория, подвергшаяся затоплению — это побережье от Новороссийска до Геленджика, вдоль которой идет Маркотхский горный хребет, а также земля за хребтом, в частности Крымский район и город Крымск с населением в 70 тыс. человек.
Наводнение было настолько мощным, что первые этажи частных домов оказались полностью затопленными. По данным МЧС России к утру воскресенья, как минимум 250 домов оказались разрушенными, из них 96 строений — полностью. Без крыши над головой остались 656 человек. На оперативном совещании с руководством региона президент Владимир Путин потребовал выстроить новые дома с учетом проблем территории — не ставить их на прежнем месте, а выбрать площадку, где повторное наводнение не доберется до зданий.
Воскресный Крымск производит тягостное впечатление, передает корреспондент «Газеты.Ru», прибывший в городок.
По размытым дорогам еще бегут мутные ручьи, заборы подкошены, во дворах лежат перевернутые машины, домашняя утварь, скамейки и стулья. На обочинах — трупы собак и кошек.
Жители — многие в исподнем — бродят по территории, пытаясь отыскать унесенные вещи. Во дворе дома 32 на улице Песчаной лежат две перевернутые иномарки. Владелец дома ветеран-афганец Владимир Ветров рассказал, что накануне к нему с супругой приехали гости из США. Вечером около 23.00 в городе пропало электричество. Работал только уличный фонарь. «На улице шел дождь, но не сильный, в один момент я выглянул в одно и увидел, что у одной машины колеса были скрыты водой, — говорит Ветров. — Буквально через 12 минут я снова выглянул, а она уже полностью оказалась под водой!
То есть уровень воды за 12 минут вырос на 1,5 метра».
Бывший военный понял, что надо спасаться. Он разбудил супругу и гостей и закричал, чтобы они хватали документы и забирались на крышу. Они успели — вскоре первый этаж их дома был затоплен, внизу ревел поток воды. Некоторые их соседи также успели выйти на крышу. Только старушка из дома напротив каким-то образом оказалась на дереве.
Она сидела на ветке и звала на помощь, вода практически дошла до ее ног.
Никто не мог ей помочь — поток был слишком стремительным. Ее дом оказался полностью разрушен. «Большая вода» шла минут 20, потом поток стал ослабевать, говорят местные жители.
По данным главы Крымского района Василия Крутько, ночью приступили к работе подразделения ГО ЧС, которые стали вывозить людей в горы. «Активный подъем воды шел с 2 часов ночи до 4 утра. Практически вся большая вода пришла в город к 4 часам утра. Уровень поднимался до 6 до 7 метров от нормативного. Большая часть домов 50-60-х годов постройки была залита под потолок. Многих людей мы снимали с чердаков, перевозили лодками. «КамАЗы», вынуждены были использовать тракторный ход, для того, чтобы пробиться в труднодоступные еста и спасти людей», — сказал Крутько на оперативном совещании с президентом России вечером в субботу. Из-за мощного потока спасатели не могли подобраться к домам. «Даже на рассвете мы не могли по большей части затопленных территорий двигаться, потому что техника, «КамАЗы» глохли, буквально по лобовое стекло волной заливало, — продолжил Крутько. — У нас было 20 лодок, течение сносило их. Приходилось врастяжку держать эти плавсредства, для того чтобы весельным методом дойти до дома, и потом уже вернуть на берег». Вода начала убывать только в 12 дня субботы, добавил глава района. Спасатели стали пешком обходить дома.
«Вскрываем двери — трупы», — пояснил глава района.
Тела людей на Песчаной улице продолжали находить и через сутки после трагедии. Утром в воскресенье были обнаружены еще пять трупов. Двое человек пропали без вести.
Местные власти оправдываются тем, что предупреждение о наводнении пришло поздно вечером.
Василий Крутько приводил разные данные — стенограмма совещания приведена на сайте президента России. Первоначально он сказал, что получил штормовое предупреждение от ГО ЧС края в 22.30, а в 23.00 «около 200 человек, это депутаты, ТОСы, квартальные уже вышли непосредственно на территорию города, где наиболее подтопляемые участки». «Это улица Веселая, улица Фадеева и переулок Троицкий. Бегущая строка по телевидению, смски пошли», — пояснил Крутько. Но потом, когда президент стал задавать уточняющие вопросы, Крутько сказал, что он лично получил сообщение на телефон о шторме в 22.00, а в 23.30 пришла официальная телефонограмма.
Однако бегущую строку по телевизору жители города не увидели — около 23.00 у них пропало электричество.
Жители улицы Песчаной говорят, что никто не приходил к ним и не сообщал о наводнении. Более того, они уверены, что наводнение было аномальным. «Никогда, даже после самых серьезных ливней, не было такой воды», — говорят старожилы. Жители города уверены, что причина — в Неберджайском водохранилище. Местные сотрудники МЧС, согласившиеся общаться с прессой, также говорят, что проблема — в водохранилище. Проверить, что происходит сейчас на плотине, местные хотят, но не могут — на подъездах к нему стоят полиция и военные.
Впрочем, метеорологи тоже говорят, что шторм в крае был необычайной силы.
Специалисты Гидрометеослужбы на оперативном совещании сообщили, что причиной наводнения стал циклон, сформировавшийся над Азовским морем. Выпало треть годовой нормы — 300 мм за сутки. Был побит рекорд 1995 года, когда выпало 296 мм. Эти осадки вызвали мощные паводки, которые сошли в реку Неберджай, повысив ее уровень до 5-7 метров. Именно на этой реке находится Неберджайское водохранилище.
Вопрос о водохранилище не раз поднимался на совещании. Специалист Гидрометеослужбы (его имя не называется, а в стенограмме с другого совещания президент говорит, что это был сотрудник Ростехнадзора Артем Плющ) доложил президенту, что это старый объект, и шлюзов, позволяющих сбросить воду, на нем нет. «Там глухая плотина и труба, как в ванной, — когда водохранилище переливается, то вода по этой трубе просто уходит в реку. Труба может пропустить максимум 130 кубометров, в данном случае она пропускала 60 кубометров», — сказал он. По его данным, «после осадков уровень поднялся практически на 6 метров, но остался ниже уровня плотины практически на 2 метра». Он добавил, что плотина не пострадала во время шторма: «По оценке сотрудников водоканала, все сработало в штатном режиме». В ходе беседы президент спросил: «Хочу уточнить еще раз, искусственного сброса, технологического с водохранилища сделать невозможно?» «Нет, невозможно. Только разрушив плотину, чего не было», — сказал специалист.
Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев также заявил, что с водохранилищем все было нормально: «(Оно работало) в плановом режиме, — сказал Ткачев. — Никаких прорывов, никаких сбросов не происходило ни по каким причинам. Это можно проверить, сегодня там работает комиссия, мы мониторим ситуацию. Я знаю, что некоторые оппоненты, оппозиция, пытаются рассказать сказки…» Тем не менее, президент дал задание внимательней отнестись к водохранилищу.
А в воскресенье следователи выяснили, что аварийные сбросы из водохранилища все-таки происходили.
«В течение 13 часов проводились неоднократные автоматические сливы, но говорить о том, что это стало причиной наводнения, еще рано», — заявил РИА «Новости» старший помощник руководителя краевого СК Иван Сенгеров. Он добавил, что сливы воды были порционными. Сама дамба повреждений не имеет. Проходили ли сливы под контролем людей, а если тут сработала автоматика, то кто должен был знать об этом, продолжают выяснять следователи.
При этом днем в СК РФ официально сообщили, что не рассматривают версию сброса воды из водохранилища в качестве версии наводнения.
«Предварительно установлено, что сбросы воды производились в обычном, штатном режиме. Перехлеста плотины не было. Несмотря на то, что штатный режим предусматривает периодически небольшие выбросы воды, установлено,что этот штатный режим работы дамбы не повлиял на развитие трагических событий. Каких-либо массовых выбросов воды или переливов дамбы не зафиксировано. По версии следствия, штатные сбросы воды не могли стать причиной наводнения», — говорилось в сообщении ведомства.
Тем не менее следователи возбудили уголовное дело по части 3 статьи 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности). Оно находится на особом контроле у председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина.
Максимальное наказание по данной статье — до четырех лет лишения свободы.
В настоящее время аварийные службы ликвидируют последствия наводнения. Восстанавливают порванные электросети и телефонную связь, откачивают воду из подвалов жилых домов, чистят улицы от грязи и мусора — вода принесла с гор вырванные с корнем деревья и кустарники.
В Крымске на круглосуточный режим перешли паспортные столы. «Для оперативной выдачи документов, удостоверяющих личность, регистрационных документов на транспорт и водительских удостоверений, утерянных или пришедших в негодность при наводнении, с раннего утра работают регистрационные подразделения ГИБДД и паспортные столы. Все документы будут выдаваться на основании сведений регистрационных баз данных», — сообщается на сайте МВД. Сотрудники полиции также вынуждены проявлять особое внимание — в районе зарегистрированы случаи мародерства.
Медики начали вакцинацию жителей Крымска, сообщила журналистам министр здравоохранения Вероника Скворцова.
В понедельник пострадавшие получат первые выплаты. Всем, кто утратил имущество, будет выплачено по 10 тысяч рублей. «Это первая помощь, необходимая для того, чтобы нормально существовать все эти дни», — отметил на совещании президент России. Затем край выделит по 50 тысяч рублей пострадавшим на каждого члена семьи, а федерация выделит по 100 тысяч рублей на каждого члена семьи. «Семьям погибших будет выплачено по 1 миллиону рублей из федерального бюджета плюс еще по 1 миллиону рублей из краевого бюджета», — добавил президент.