В субботу полиция Германии задержала Виталия Калоева, ныне заместителя министра строительства и архитектуры Северной Осетии, а в прошлом главу семьи, погибшей в авиакатастрофе над Боденским озером. После трагедии Калоев «отомстил» за смерть жены, дочери и сына, убив диспетчера компании Skyguide Питера Нильсена и отсидев за это 3,5 года в швейцарской тюрьме, откуда был выпущен досрочно и вернулся в Россию.
Калоев был задержан по прибытии в аэропорт Мюнхена. Об этом он сообщил сам по телефону, передает «Интерфакс». В Германию вдовец прилетел с двумя племянниками. Он собирался принять участие в траурных мероприятиях: 2 июля 2012 года исполняется ровно десять лет с того дня, когда над Боденским озером столкнулись два самолета и погиб 71 пассажир, в том числе 52 ребенка. Как и другие родственники жертв катастрофы, Калоев был приглашен в Германию властями города Юберлинген, ближайшего к месту трагедии 2002 года.
До этого Калоев на траурных церемониях на Боденском озере ни разу не присутствовал.
«Они (траурные мероприятия) пройдут 1 и 2 июля на месте трагедии. Все организовали местные власти. Они прислали приглашения родителям погибших детей. Те позвонили мне из Уфы. Я, конечно, тоже изъявил желание поехать и подал документы на визу. Дадут или нет, пока не знаю. Возможно, мне после всего, что случилось, въезд в Европу ограничен», — сказал за несколько дней до поездки Калоев в интервью «Московскому комсомольцу». Но шенгенскую визу ему дали, и он отправился в Мюнхен.
По данным «Интерфакса» на 15.00 мск, Калоев все еще находился в полицейском участке.
Там ему сообщили, что виза была выдана по ошибке, и отказались пускать в страну.
За россиянина вступился глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров. Виталий Калоев оформил все необходимые визовые документы на себя и двоих детей брата, с тем чтобы прибыть в Германию, сообщил Мамсуров «Газете.Ru». По его словам, в аэропорту Мюнхена племянникам Калоева визовые службы Германии поставили в паспорта штампы для беспрепятственного нахождения их в странах Шенгенского соглашения, в том числе Швейцарии. Виталию Калоеву такой штамп поставлен не был в связи с нежеланием «швейцарской стороны, чтобы Виталий Калоев находился в этом государстве».
«В аэропорту Мюнхена немецкая сторона с извинениями сообщила Калоеву, что швейцарская сторона обратилась к ним с просьбой не давать ему возможности побывать на месте трагедии, потому что якобы «они не хотят его видеть», — сообщил Мамсуров. -—
Понятно, что у Виталия Калоева тоже нет никакого желания видеть швейцарцев. И он не едет в Швейцарию, он едет в Германию».
Российский МИД пока не выразил официальную позицию касательно действий германской полиции. Сейчас глава Северной Осетии вместе с генконсулом России в Мюнхене «работают над урегулированием ситуации». Представители консульства России в Мюнхене пока остаются недоступны для комментариев.
Как заявил Мамсуров, он надеется, что власти Германии разрешат Калоеву побывать на месте гибели близких в сопровождении российского генконсула.
«Я созвонился с генеральным консулом в Мюнхене Андреем Грозовым. Мы решаем проблему, связанную с Виталием Калоевым. Скорее всего, визовые службы Германии по просьбе российского генконсула дадут разрешение на то, чтобы в сопровождении нашего генконсула он побывал на месте гибели своих близких, после чего он вернется в аэропорт и оттуда вылетит обратно в Россию», — сказал Таймураз Мамсуров. Он заверил, что делается все возможное для того, чтобы «решить человеческую проблему, в которой оказался Виталий Калоев».
«Мне нелегко возвращаться в памяти к тем многим месяцам, когда мне приходилось в Швейцарии бороться за то, чтобы поступок Виталия был расценен как чисто уголовное преступление. Я убедился, что двойные стандарты существуют», — добавил глава Северной Осетии.
Авиакатастрофа, перевернувшая жизнь Калоева, произошла 2 июля 2002 года. Калоевы — 4-летняя Диана, 10-летний Константин и супруга Калоева Светлана — сели в Москве на Ту-154 «Башкирских авиалиний», следовавший до Барселоны. Бывший глава строительного управления во Владикавказе Виталий Калоев уже два года работал в Италии архитектором. Семья летела к нему. Но на борту Ту-154, как и многие другие его пассажиры, они оказались случайно. Накануне группа детей, летевших на отдых в Испанию, опоздала на свой рейс. «Башкирские авиалинии» по просьбе туристических фирм, занимающихся поездкой, срочно организовали дополнительный рейс. Сесть на него предлагалось и другим опоздавшим пассажирам, всего на рейс было продано восемь билетов, в том числе семье Калоева. Когда пассажирский самолет пролетал над Германией, управление воздушным движением все еще осуществляла швейцарская компания Skyguide. Ее диспетчерский центр располагался в Цюрихе, но, поскольку была ночь, в нем дежурили только два диспетчера, один из них взял перерыв. У пульта остался только Питер Нильсен. Он слишком поздно заметил, что два воздушных судна слишком опасно сближаются.
Ту-154 столкнулся с грузовым Boeing-757 компании DHL, на борту которого были два пилота.
В первое время после авиакатастрофы ни компания Skyguide, ни ее глава Ален Россье своей вины в ней не признавали, но следствие выдвигало версию, что в трагедии виновны именно диспетчеры Skyguide. Согласно показаниям самого Нильсена, которые он успел дать за первые два года следствия, ему приходилось метаться между двумя дисплеями с разными секторами обзора и разными масштабами, что мешало оценить расстояние между самолетами. Непосредственно перед столкновением Boeing-757 и Ту-154 диспетчер должен был отслеживать в воздухе 15 машин, причем с экипажами одиннадцати из них вел переговоры, а еще заводил на посадку самолет в аэропорт Фридрихсхафен.
В мае 2004 года немецкое ведомство по расследованию авиационных происшествий опубликовало отчет о расследовании причин катастрофы, свидетельствующий, что большая часть вины за происшедшее действительно ложится на авиадиспетчеров швейцарской компании Skyguide и лишь незначительная часть – на двух пилотов российского самолета. Только после того, как следствие установило, что именно диспетчеры Skyguide не обеспечили безопасных коридоров для пролета самолетов, компания признала свою вину.
К этому моменту диспетчера Нильсена уже не было в живых: в феврале 2004 года он был убит на пороге собственного дома.
Прямых свидетелей преступления не было, однако человека, похожего на Виталия Калоева, возле дома диспетчера видели соседи и жена убитого. В итоге через день после убийства Калоев был арестован. Сразу после ареста его поместили в следственный изолятор города Бюлах. Через некоторое время комиссия экспертов-психиатров постановила, что в момент совершения преступления Калоев отвечал за свои действия и был вменяем. 26 октября 2005 года Верховный суд кантона Цюрих признал вдовца виновным в преднамеренном убийстве и приговорил к восьми годам заключения.
Пока Калоев находился в тюрьме, шли судебные процессы над виновниками трагедии над Боденским озером. Так, было принято решение о привлечении к уголовной ответственности восьми служащих Skyguide. В марте 2007 года они предстали перед швейцарским судом по обвинению в убийстве по неосторожности. Семеро из подсудимых выступили перед судом, и только один отказался давать показания без объяснения причин. Никто из обвиняемых своей вины не признал, посчитав главным виновным в катастрофе диспетчера Нильсена. Прокуратура требовала для них от 6 до 15 месяцев условного заключения.
В сентябре 2007 года Федеральный административный суд Швейцарии признал виновными в преступной небрежности четверых сотрудников Skyguide. Трое из них были приговорены к 12 месяцам тюремного заключения с отсрочкой приговора, четвертый – к выплате штрафа. Остальные были оправданы. В ноябре 2007 года Верховный суд Швейцарии освободил Виталия Калоева, осужденного за убийство диспетчера Skyguide. Судьи не согласились с прокурором, настаивавшим на том, что россиянин не может досрочно покинуть тюрьму и должен провести в заключении все положенные по приговору восемь лет. В 2008 году, после возвращения в Россию, он был назначен на должность заместителя министра строительства и архитектуры Северной Осетии.