В пятницу в суде Осло состоялось последнее заседание по делу Андерса Брейвика. Судьи удалились на вынесение вердикта. Он будет оглашен через два месяца, в конце августа, сообщает Associated Press. Пятерке судей предстоит решить, где проведет остаток жизни норвежский террорист — в палате для душевнобольных или в тюремной камере.
Впрочем, можно не сомневаться, что оба помещения будут для осужденного весьма комфортными.
В последние два дня стороны обвинения и защиты еще раз обозначили свое отношение к наказанию для Брейвика. Прокуроры попросили признать его невменяемым и отправить на принудительное бессрочное лечение. По мнению прокуратуры, действия и заявления подсудимого свидетельствуют о его явном психическом нездоровье.
При этом прокурор Свейн Холден отметил, что если Брейвика признают нормальным, то обвинение попросит приговорить его к 21 году тюрьмы — максимально возможному наказанию.
Адвокат Брейвика Гейр Липпестад заявил, что Брейвик вменяем и его место явно не в больнице. Защитник попросил суд полностью оправдать его или назначить самое мягкое наказание. Адвокат заявил, что подсудимый самый обычный человек, поддерживал хорошие отношения с друзьями и коллегами. В качестве аргумента Липпестад напомнил суду, что Брейвик посещал стрелковый клуб, что запрещено для психически невменяемого человека. Адвокат подверг сомнению утверждения экспертов, заявивших, что Брейвик убивал без политической идеологии. «Конечно, 22 июля был ад насилия, но достаточно посмотреть, как он проводил атаки, чтобы понять, было ли это насилие само по себе либо за этим была идея радикальной политики», — сказал Липпестад.
«Его действия являются порождением радикальной гражданской позиции и должны рассматриваться с точки зрения праворадикальной экстремистской культуры», — пояснил адвокат.
Ранее были проведены две психиатрические экспертизы, и специалисты пришли к разным мнениям. Впрочем, на суде выяснилось, что первые эксперты в качестве аргументов в пользу сумасшествия Брейвика указывали его утверждения о поездке в африканскую страну Либерию. Эксперты решили, что он выдумал это путешествие. Однако прокуроры сообщили на суде, что Брейвик действительно был в Либерии: соответствующие штампы стояли у него в паспорте. Вместе с тем у судебно-психиатрической комиссии по делу норвежского стрелка возникли вопросы по поводу второй экспертизы, признавшей Брейвика вменяемым.
Сам Брейвик не раз заявлял, что он предпочтет тюрьму больничной палате. Для него была невыносима мысль, что его идеи об угрозе со стороны мусульман могут быть признаны бредом сумасшедшего.
Однако своим выступлением с последним словом он сыграл на руку прокурорам, отмечают очевидцы, присутствовавшие в зале заседаний.
Брейвик читал с бумажки, и его речь заняла 45 минут. Он перечислил все, что ему не нравится в его родной стране, начиная от разрешения неэтническим норвежцам представлять страну на Евровидении и заканчивая влиянием американского телесериала «Секс в большом городе» на нравственность телезрителей. Заканчивая свое выступление, Брейвик заявил, что он предотвратил превращение Норвегии в мультикультурный ад. «История показывает, что необходимо совершить небольшое варварство, чтобы предотвратить варварство больших масштабов. Нападение 22 июля было превентивным ударом для защиты коренного населения Норвегии, — заявил Брейвик судьям. — Я требую оправдания».