С пятницы в России вводится запрет на свободную продажу лекарств, содержащих кодеин. Все комбинированные лекарственные препараты, содержащие являющийся опиатом кодеин или его соли в количестве до 20 мг на 1 дозу твердой лекарственной формы или до 200 мг на 100 мл/100 мг жидкой лекарственной формы для внутреннего применения, можно будет приобрести только по рецептам. К таким препаратам, в частности, относятся «Пенталгин-Н», «Каффетин», «Коделак», «Солпадеин», «Нурофен Плюс» и «Терпинкод».
Запрет вводится постановлением правительства «О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации». Выписывать рецепты на эти препараты будут не на обычных рецептурных бланках формы № 107-й формы, а на бланках строгой учетности формы № 148. Эти рецепты не возвращаются покупателю, а остаются в аптеке, где они должны храниться три года.
Решение было принято еще год назад в связи с ростом использования кодеинсодержащих препаратов для изготовления наркотиков в кустарных условиях, и сейчас, как заявила журналистам новый министр здравоохранения Вероника Скворцова, уже не обсуждается. При этом Скворцова пообещала обеспечить в аптеках выбор не содержащих кодеин обезболивающих и противокашлевых лекарств, а также сдерживать цены на них.
Своим решением министерство поддержало Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), заявившую об опасности безрецептурной продажи кодеинсодержащих лекарств.
Руководство ФСКН не раз говорило о том, что из обезболивающих препаратов, содержащих опиат кодеин, наркоманы варят опасный наркотик дезоморфин, схожий по фармакологическому действию с морфином, но более токсичный. Получившуюся мутную жижу они вкалывают в вены в паху. У многих быстро развивается гангрена. Врачи могут успеть спасти им жизни, ампутируя конечности. Однако бывшие пациенты продолжают колоться, и гангрена возобновляется. Если средняя продолжительность жизни героинового наркомана составляет 5—7 лет, то наркомана, употребляющего дезоморфин, — 1—2 года.
Особенно острой «кодеиновая» проблема стала после того, как удалось сократить в страну поток нелегальных опиатов и цены на них существенно подскочили: наркоманы перешли на более дешевые наркотики, в том числе на суррогаты, которые делали кустарно на дому из доступных аптечных препаратов. По данным специалистов, для изготовления одной дозы дезоморфина достаточно десяти таблеток, содержащих кодеин.
По данным Душепопечительского центра святого праведного Иоанна Кронштадского, принимающего на реабилитацию около 2 тыс. наркозависимых людей в год, 40% из них «сидят» на легальном рынке. А в некоторых областях центра России нелегальные наркотики полностью заменил дезоморфин и опий, полученный из пищевого мака.
Инициатива Госнаркоконтроля запретить безрецептурную продажу кодеинсодержащих препаратов давно нашла поддержку в регионах. Так, столичный парламент, по словам председателя комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмилы Стебенковой, поднимал вопрос об ограничении свободной продажи подобных препаратов еще пять лет назад, но получил из Минздравсоцразвития ответ, что «ситуация находится под контролем». «Смотреть на все это спокойно нельзя, — заявляла Стебенкова. — Почему в Европе без рецепта не купишь ни одно лекарство? Потому что там есть законодательство и ответственность. Мы должны пойти тем же путем, ужесточить ответственность нарушителей, лишать их лицензии».
Ряд регионов, не дожидаясь федералов, уже приняли собственные законодательные акты, запрещающие продажи содержащих кодеин и его соли препаратов без рецепта. При этом главы регионов, где запрет уже действует, отмечают, что продажи кодеинсодержащих препаратов растут в краях и областях, где их по-прежнему можно купить без рецепта
Между тем в эффективности этих мер сомневаются даже их авторы.
Например, ратующий за продажу по рецептам вообще всех лекарственных препаратов главный нарколог России Евгений Брюн высказывал опасение, что после запрета кодеина наркоманы научатся изготавливать наркотик из других препаратов, так как «количество психоактивных веществ, в том числе околонаркотических, громадно». По его словам, «такая опасность всегда существует, только в живой природе около полумиллиона видов растений, которые обладают психоактивными свойствами. Понятно, что все в списки (запрещенных веществ) внести невозможно».
Нет уверенности у чиновников и в добросовестности аптек. «Специальные рецепты должны оставаться в аптеке. Но это раньше дрожали над каждым рецептом. А сейчас аптеки неучтенно берут на реализацию большие партии лекарств у неизвестных оптовиков. И они все равно будут их продавать», — говорила ранее на посвященном «кодеиновой» проблеме «круглом столе» в Мосгордуме представитель Минздравсоцразвития Наталья Николаева.
Противники запрета заявляют, что кодеинсодержащие препараты сами по себе эффективнее многих монопрепаратов. Кроме того, ввод рецептурного отпуска лекарств усугубит проблему очередей в районных поликлиниках, а работающие там врачи будут стараться не выписывать таких рецептов.
«Сильнодействующие обезболивающие и сейчас продаются по рецептам, без них пациенты просто не выживут, — пояснил «Газете.Ru» известный нарколог, профессор Казанского государственного медицинского университета, эксперт ВОЗ Владимир Менделевич. — Но наши врачи боятся выписывать рецепты на обезболивающие, боятся проверок со стороны ФСКН. В итоге родственники больных, пытаясь получить нужный препарат, чувствуют себя наркодилерами, преступниками».
«И без того замученные проверками обоснованности выдачи тех или иных рецептов, врачи будут перестраховываться и предлагать пациентам попробовать что-либо другое, — считает cопредседатель комитета экспертизы Национальной медицинской палаты, член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко.
При этом, по словам эксперта, погасить кашлевый центр при некоторых заболеваниях может только кодеин. «Мы давно предлагали менее кардинальные меры, например, продавать лекарство по паспорту, чтобы было четко известно, в чьи руки попал препарат со следами кодеина. Можно было ограничить количество отпускаемых лекарств — продавать по 3, а не по 100 таблеток. А не увеличивать нагрузку на врачей и очереди перед их кабинетами. Что же касается наркотиков, так вот сегодня на площади Киевского вокзала я видел, как в открытую продавали «травку». И выявлять никого не надо. Но вместе того, чтобы бороться с дельцами, у нас борются с простыми людьми — типичный подход бюрократического государства, — заявил эксперт «Газете.Ru».
В столичном департаменте здравоохранения особой проблемы в реализации новых правил не видят.
«Никаких потрясений не будет, — заявил «Газете.Ru» начальник отдела амбулаторно-поликлинической помощи управления организации медицинской помощи департамента здравоохранения Москвы Алексей Тернавский. — Кодеин входит в состав ряда препаратов, в том числе и противокашлевых, и они будут и дальше назначаться пациентам, но выписывать их будут как учетные препараты. Форма рецепта давно утверждена. Есть приказы, согласно которым выписываются по рецепту сильнодействующие, наркотические препараты и прекурсоры (из которых могут быть приготовлены другие препараты, например, марганцовка). И обсуждать тут совершенно нечего».
Кроме того, напомнил Тернавский, с 1 июня 2012 года все столичные аптеки обязаны иметь в наличии большой выбор аналогов кодеинсодержащих лекарств. Руководители аптечных организаций всех форм собственности получили предписание городского департамента здравоохранения «обеспечить наличие в свободной продаже широкого ассортимента эффективных анальгетических и противокашлевых лекарственных препаратов, являющихся заменой кодеинсодержащим лекарственным препаратам».
Такой ассортимент имеется, подтвердили опрошенные «Газетой.Ru» сотрудники нескольких московских аптек.
Предпринимаются аптеками и не предписанные сверху «нестандартные» меры.
Так, по признанию одного из фармацевтов, руководство распорядилось «пробить по кассе» сегодняшним числом все оставшиеся в наличие упаковки пенталгина. «Я спросила, может оставить несколько штук для тех, кто придет с рецептами, но начальница сказала пробить все», — рассказала собеседница «Газеты.Ru».