Российская православная автономная церковь (РПАЦ) обязана вернуть государству в лице Росимущества мощи святых преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских, постановил в пятницу арбитражный суд Владимирской области. Иск об изъятии мощей поступил в суд 17 февраля, дело вела судья Ирина Бутина. Как заявили ранее представители Владимирской епархии Русской православной церкви (РПЦ), в 1988 году мощи святых были переданы на вечное хранение в Цареконстантиновский храм Суздаля, передает агентство «Новости». В 1990 году архимандрит Суздальской епархии РПЦ Валентин (Русанцов) перешел под юрисдикцию Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) и организовал Российскую православную свободную церковь, через восемь лет ставшую РПАЦ, за которой остался в том числе и Цареконстантиновский храм, где упокоены мощи. Во Владимирской епархии это расценили как захват храма «вместе с находившимися в нем мощами».
За последние несколько лет Росимущество отсудило в арбитражном суде у РПАЦ Цареконстантиновский храм и еще несколько зданий (основной аргумент истца состоял в том, что с РПАЦ не были заключены договоры о передаче государственного имущества в безвозмездное пользование).
Теперь власти забирают у «суздальских раскольников» и святыни.
Решение о передаче мощей Росимуществу должно вступить в законную силу через два месяца. В отделе оценки, управления и перераспределения федерального имущества управления Росимущества Владимирской области не смогли ответить на вопрос, как будут изымать церковную реликвию, где собираются хранить и когда намерены передать Русской православной церкви, заявив, что «ничего об этом деле не знают». Получить комментарии представителей РПЦ в пятницу не удалось.
Тем временем в РПАЦ сообщили, что будут обжаловать решение арбитража, заметив, что отдать мощи государству никак не могут.
«Мощи, которые у нас отбирают, нам никогда не передавались, поэтому в нашем владении они не находились и возвратить то, что мы не получали, невозможно», — заявил «Газете.Ru» представитель РПАЦ Александр Солдатов.
Как сообщил Солдатов, «суд не установил круг возможных ответчиков, потому что в деле нет ни одного документа, что эти мощи причастны к нашим религиозным организациям». В РПАЦ утверждают, что истец (то есть Росимущество) должен был предоставить идентификационные признаки мощей и документы, подтверждающие, что они когда-либо были государственной собственностью и имеют номер государственного реестра в Росимуществе. «Истец не выполнил ни одного предписания, что является основой для прекращения судебного процесса», — настаивает Солдатов.
По его словам, в 1988 году мощи отдали трем физическим лицам — двум священникам и женщине-мирянке (религиозные организации в то время не имели прав юридического лица и официальных получателей имущества не существовало, отметил он). Позже двое номинальных владельцев мощей умерли. «А согласно Гражданскому кодексу, останки умерших не передаются по наследству, поэтому где они сейчас, доподлинно неизвестно», — сказал представитель РПАЦ.
Сейчас, говорит он, мощи могут находиться в Иверском синодальном храме в Суздале. «Есть частный дом митрополита Валентина, который умер 16 января, и там есть частный домовый храм. Есть предположение, что в эту же частную молельную были принесены мощи. Но это гипотеза, никто их не видел своими глазами, — отметил он. — Возможно, они находятся в деревянных раках под облачением в зашитых мешочках. Но никто никогда не вскрывал эти мешочки и невозможно доказать, что это мощи. Если придут судебные приставы и перед ними выложат разные останки, непонятно, как выбирать нужные».
По словам экспертов, то, что в РПАЦ всеми силами не хотят отдавать святыню, объяснимо. Митрополит Валентин Русанцов получил мощи, когда был священнослужителем Московского патриархата.
А когда Русанцов создал свою независимую религиозную организацию, он сделал мощи преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских главной святыней РПАЦ, говорит замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин.
«Отделение от РПЦ стало одиозным расколом. И вслед за расколом Московский патриархат начал предпринимать определенные действия против РПАЦ. Сейчас РПАЦ ликвидируют как явление. Для этого надо изъять основные ресурсы — храмовые здания и святыни. Если нет храмов и святынь, то это малозаметная организация», — подытожил он.