Прокуратура Приморского края утвердила обвинительное заключение в отношении шестерых жителей Кировского района края, получивших известность как «приморские партизаны». В 2009 году они объявили войну «милиционерам, которых народ боится».
«Следствием собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело с утвержденным прокуратурой обвинительным заключением в ближайшее время будет направлено в суд для рассмотрения по существу», — заявили в Следственном комитете (СК) «Газете.Ru».
На скамье подсудимых окажутся братья Александр и Вадим Ковтун, Роман Савченко, Максим Кириллов, Владимир Илютиков и Алексей Никитин. Еще двое членов группы — Андрей Сухорада и Александр Сладких — погибли во время задержания. На момент задержания в 2010 году самому младшему в группе Роману Савченко было 18 лет, самому старшему — 23 года. Предъявленных обвинений вполне достаточно для пожизненного срока каждому из них.
Дело возбуждено по 11 тяжким и особо тяжким статьям Уголовного кодекса. Молодым людям вменяется три убийства (ст. 105 УК), три посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов (ст. 317 УК), четыре разбойных нападения (ст. 162 УК), а также бандитизм (ст. 209 УК).
«Одна только 317-я статья — покушение на жизнь полицейского — тянет на пожизненное лишение свободы», — отмечает правовой аналитик ассоциации «Агора» Рамиль Ахметгалиев.
Помимо этого «приморские партизаны» обвиняются в незаконном приобретении, хранении, ношении оружия (ст. 222 УК), похищении документов (ст. 323 УК), в умышленном уничтожение чужого имущества (ст. 167 УК), в хищении оружия (ст. 226 УК), в девяти эпизодах кражи (ст. 158 УК РФ), в угоне автотранспорта (ст. 166 УК). Александр Ковтун еще обвиняется в попытке побега из мест лишения свободы (ст. 313 УК). В августе 2010 года он пытался сбежать от конвоя, доставившего его на судебно-медицинскую экспертизу. Ковтун вышел из машины в наручниках, полицейские замешкались в салоне автомобиля, и «партизан» бросился наутёк. Ему удалось пробежать лишь 100 метров.
Всего группе инкриминируют 30 преступных эпизодов.
Ахметгалиев обращает внимание на то, что следствие не предъявило «партизанам» обвинений в экстремизме. Хотя в апреле этого года Канавинский райсуд Нижнего Новгорода признал экстремистским размещенный в интернете видеоролик «Последнее интервью Приморских партизан». А месяцем ранее в Самарской области суд нашел признаки экстремизма в стихотворении местного автора под названием «Приморский Муромец», посвященном партизанам.
«Это хороший сигнал, всем известно расширительная практика применения статьи 282 «возбуждение ненависти или вражды в том числе к социальной группе». Думаю, повлияло постановление пленума Верховного суда от 28 июня 2011 года № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности», в котором суд оговаривает, что чиновники, госслужащие, в том числе полицейские, не могут считаться социальной группой», — пояснил Ахметгалиев.
«Следствие считает группу молодых людей обычными бандитами, не более», — в свою очередь, подчеркнули в СК.
Адвокат Александра Ковтуна Татьяна Уварова отказалась комментировать передачу дела в суд. С недавних пор у нее «появились основания отказаться от публичных комментариев по делу «приморских партизан», сказала она «Газете.Ru». Дело в том, что ее уже один раз отстранили от дела после того, как в интернете появилось видеообращение ее подзащитного о пытках в СИЗО. Также остается неясным, будут ли обвиняемые просить, чтобы их дело рассматривали присяжные.
По данным следователей, восемь молодых людей в возрасте от 18 до 23 лет объединились в «устойчивую вооруженную группу» в 2009 году. Инициаторами ее создания стали Александр Ковтун и Андрей Сухорада, считает следствие. Одно из первых преступлений молодые люди совершили в сентябре 2009 года. Тогда в районе кладбища в окрестностях поселка Кировского они убили четырех человек и похитили у них наркотики. Пытаясь скрыть улики, они сожгли похищенный у одной из жертв автомобиль.
Группе требовалось оружие, добывали они его с февраля по май 2010 года, нападая на сотрудников милиции, полагают следователи. «В распоряжении обвиняемых находился целый арсенал различного оружия, специальных средств и камуфлированных костюмов. Для хранения оружия они подготовили в лесу несколько укрытий. Также члены группы постоянно совершенствовали навыки обращения с оружием. Для перемещений они использовали водный и сухопутный транспорт, взятый у родственников, а также похищенный в результате нападений», — говорится в официальном сообщении СК.
Сами обвиняемые в «Последнем интервью Приморских партизан» утверждали, что объявили войну милиционерам, и отрицали совершение преступлений в отношение простых граждан. «Это не какое-то спонтанное происшествие. Нет, мы целенаправленно, спланированно делали. Вы (полицейские) крышуете наркобизнес, проституцию, кучу всего, лес воруете, и все это знают прекрасно, — заявил Александр Ковтун на видео, записав его перед тем, как сдался полиции. — Народ боится вас, но еще остались люди, которые не боятся вас и будут стрелять по вашим кокардам». «Нас интересуют только нападения на власть и ее представителей», — подтвердил Андрей Сухорада.
27 февраля 2010 года Ковтун, Сухорада и Савченко напали на двух патрульных на улице Давыдова во Владивостоке. Похитив табельное оружие, патроны и радиостанцию, они убили одного милиционера и ранили второго.
Затем «партизаны» совершили ряд налетов на дома рядовых граждан, что дало следствию возможность утверждать, что они обычные бандиты. С 13 на 14 апреля обвиняемые влезли в дом в поселке Кировский, откуда похитили бензопилу, электропилу, электродрель. Вечером 2 мая 2010 года Ковтун, Сухорада, Сладких и Илютиков проникли в дом в селе Подгорное, забрав оттуда ружье, патроны и другое имущество. 16 мая возле закусочной «Эдельвейс» в селе Вольно-Хвалынское Спасского района участники банды напали на женщину-водителя и затолкали ее в багажник ее автомобиля Toyota. Женщину они увезли в другое село и оставили там, похитив машину. Ночью 24 мая в городе Лесозаводске вооруженные и одетые в камуфлированные костюмы и маски «партизаны» напали на троих граждан, избили их и, угрожая оружием, похитили автомобиль, деньги и другое ценное имущество.
В следующую неделю молодые люди совершили несколько нападений на сотрудников правоохранительных органов.
В ночь на 25 мая Ковтун, Савченко, Сухорада, Сладких, Илютиков и Кириллов напали на территориальный пункт милиции по Яковлевскому району на станции Варфоломеевка. Как утверждают следователи, они подъехали к ОВД на похищенном ранее автомобиле Nissan. «Партизаны» искали оружие, но его в пункте милиции не оказалось, и тогда они забрали радиостанцию, фотоаппарат, форму сотрудника ДПС и карту дислокации постов милиции. После этого подожгли пункт милиции и скрылись.
Спустя два дня «партизаны» напали на пункт милиции в селе Ракитное. Налетчики убили находившегося в помещении сотрудника и похитили его оружие. 29 мая они обстреляли автоинспекторов в районе государственной трассы Спасск-Дальний — Варфоломеевка.
На «партизан» была объявлена охота. В район были стянуты дополнительные силы. Леса осматривались с помощью вертолетов. В начале июня молодые люди попали в окружение, но сумели уйти от милиции. «Буквально сегодня утром мы вышли из окружения, находились в нем трое суток, — рассказал Александр Ковтун в «Последнем интервью приморских партизан». — Нас хотели поймать милиционеры Кировского РОВД. Им это не удалось, они вызвали подкрепление — 300 омоновцев, два вертолета. Мы их обвели вокруг пальца, как маленьких детей. Их собаки ничего не могли вынюхать, потому что мы шли по речке, проползали в 10 метрах от них».
11 июня милиция обнаружила дом, в котором скрывались члены банды — в Уссурийске, на улице Тимирязева. Обвиняемым предложили сдаться. Андрей Сухорада и Александр Сладких, по одной из версий, на которой настаивает СК, застрелились, по другой, были убиты, поскольку оказали вооруженное сопротивление. Остальные преступники были задержаны. Во время операции два сотрудника милиции получили ранения.
В УВД по Приморскому краю заявляли, что их сотрудники не совершали преступлений, о которых говорили «партизаны». Глава УВД Андрей Николаев подчеркнул, что данные о «ментовском беспределе, толкнувшем мальчишек на вооруженную борьбу» «не соответствуют действительности». Более того, он указал, что в тайниках группы были найдены предметы с фашистской символикой и националистическая литература.
В отношении шести обвиняемых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. «Большинство из них частично признают свою вину в инкриминируемых преступлениях», — добавили СК.