Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Москву представили в концептах

Завершен первый этап конкурса по проектам развития Москвы, архитекторы предложили создать города-контрмагниты и превратить шоссе в бульвары

Подведены итоги первого этапа конкурса на разработку проекта концепции развития московской агломерации. Среди предложений развитие Москвы на восток, создание вокруг столицы кластеров и превращение в бульвары Киевского и Симферопольского шоссе. По мнению эксперта, ни один из вариантов расширения Москвы не спасет новые территории от безудержной многоэтажной застройки.

Столичные власти подвели итоги первого этапа конкурса на разработку проекта концепции развития московской агломерации. Подробности рассказал в четверг журналистам главный архитектор столицы Александр Кузьмин. Лидером этапа стал проектный коллектив O.M.A., в состав которого вошли архитектурные бюро O.M.A. и «Проект Меганом», институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» и компания Siemens. Набравший 7,8 из 10 возможных баллов лидер опередил девять других авторских коллективов. Также в тройке сильнейших концепции от творческого коллектива Ricardo Bofill (Испания) и Antoine Grumbach et Associes (Франция). Второй этап с подробными макетами запланирован на июнь, а окончательный облик будущей Москвы горожане смогут увидеть к осени.

Конкурс на разработку проекта концепции развития московской агломерации столичные власти объявили осенью прошлого года. На одну только организацию проведения этого конкурса из бюджета столицы было выделено 251,6 млн рублей. В конце февраля 2012 года экспертная группа отобрала лучшие из 67 заявок, представлявших географию от Австралии до Канады и Швеции. Эксперты учитывали прежние работы участников конкурса, профессиональный опыт в урбанистике и видение развития Москвы. В итоге на финишную прямую вышли десять международных коллективов, четыре из которых возглавляют российские разработчики, два — французские и по одному — представители Нидерландов, Испании, Италии и США.

С ними были заключены договорные отношения на сумму в 250 тыс. евро каждому коллективу. Как пояснил Кузьмин, речь идет исключительно о творческом состязании вне Градостроительного кодекса, требующего проведения конкурса по 94-му федеральному закону, на котором «быстро бы сбросили цену до 10 тысяч и выиграли сами знаете кто».

От Москомархитектуры конкурсанты получили лишь исходные материалы, никаких ограничений или приоритетов организаторы конкурса не обозначали.

В итоге лишь шесть из десяти участников первого этапа поддержали принятое ранее властями решение о развитии Москвы в юго-западном направлении.

Два коллектива отдали предпочтение восточному направлению, один — северному и один — южному. Разделились команды и в подходах к развитию Москвы. Пять коллективов пошли по пути развития города в историческом «лучевом» направлении, а четыре выступили за создание вокруг столицы малых городов-«контрмагнитов» со своей инфраструктурой, рассказал Кузьмин.

Еще одно предложение: создание кластеров вокруг Москвы.

На юго-востоке от города предлагается создать бизнес-кластер, на северо-западе — научно-образовательный кластер и на северо-востоке — индустриальный кластер. Самый экзотический проект предполагает создание бульваров из Киевского и Симферопольского шоссе. Благодаря такому подходу его авторы обещают сохранить садовые и дачные участки, которые после окультуривания станут характерной для таких бульваров зеленой полосой.

По мнению члена комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Ивана Новицкого, в целом московская агломерация должна развиваться по всем направлениям, но это не связано непосредственно с расширением Москвы. «Здесь путаются понятия, — считает депутат. — Если говорить о присоединении территорий к Москве, то с учетом заявленных целей, в частности, строительства административного центра, предпочтительнее юго-восток. Выводить промышленные предприятия целесообразно на восток. Идея развития городов-«контрмагнитов» тоже правильная. Но, повторюсь, это можно и нужно делать в рамках Московской области, а не расширения Москвы».

Впрочем, как напомнил главный архитектор, для мэрии конкурс носит консультативный характер. «Слово «консультация» мне нравится больше. Если мы будем работать только в одном направлении и не прорабатывать другие, то мы промажем мимо цели», — заявил Кузьмин, уточнив, что сейчас для властей важен взгляд со стороны.

«Мы рассматриваем все, что сейчас происходит, как техническое задание для следующей совместной работы территориального развития Москвы и Московской области», — пояснил Кузьмин. По его словам, в настоящее время разрабатывается единый план развития и подробная планировка всех территорий. «Самая большая работа по разработке планировок связана со сбором исходных материалов и данных. Доходит до того, что граница между Московской и Калужской областью известна с точностью до ста метров, это в наш век электроники, когда мы в Москве бьемся за каждый сантиметр», — рассказал главный архитектор. По его словам, подробной планировкой территорий в масштабе 1:10000 занимается НИиПИ генплана. Стоимость документации составит около 350 млн рублей.

Что касается транспортной инфраструктуры, то все команды в своих проектах отдали приоритет развитию общественного транспорта — железным дорогам и метро как единой системы.

В частности, одно из предложений касается строительства большого железнодорожного кольца, которое свяжет все столичной авиационные узлы, а потом позволит построить на территориях Московской области четыре новых вокзала. «Идти за автомобилем — это путь в тупик», — прокомментировал такой подход Кузьмин, напомнив о планах московских властей по развитию до 2020 года метрополитена, а также по изучению возможностей строительства транспортных контуров Солнцево — Бутово и Внуково — Домодедово.

Творческие коллективы разделяют идею разгрузки центра города и передислокации на территорию «Большой Москвы» федеральных органов власти. (По словам Кузьмина, есть несколько вариантов расположения будущего административно-делового центра, но точное место его пока не определено.) Правда, пока еще не совсем ясно, что будет со зданиями, которые они занимают сейчас. По словам Кузьмина, на сегодняшний день властям Москве «еще более-менее понятно», что делать с дореволюционными зданиями в пределах старых границ Москвы — доходными домами, гостиницами и так далее. Им следует вернуть их исторические функции.

Беспокоит главного архитектора судьба занимаемых чиновниками современных зданий. По его признанию, есть опасения, что они могут превратиться в «сплошные офисы».

Боятся в мэрии и безудержной многоэтажной застройки, готовой развернуться на новых территориях столицы. По мнению Кузьмина, на этих территориях необходимо пересмотреть плотность застройки, особенно жилой. По его словам, в мэрии планируют сократить нагрузку на эти земли и найти некий «переходный масштаб», чтобы потом на площадках, где пока не заявлены никакие жилые проекты, «выйти на масштаб средних городов». «Если нам удастся предотвратить застройку на присоединенных территориях, мы сможем считать это большой победой», — заявил Кузьмин.

Впрочем, по мнению экспертов, поставленная задача вне зависимости от искренности декларирующих ее московских властей практически невыполнима.

По мнению д. т. н., члена экспертного совета по градостроительной деятельности при комитете Госдумы по строительству и земельным отношениям Азария Лапидуса, власти должны определиться с вопросом, что они хотят видеть в «Большой Москве». «Если они хотят увидеть Москву размером в 20—30—50 миллионов, то тогда можно рассматривать любые схемы расширения, — заявил эксперт «Газете.Ru». — Но если они хотят освободить Москву от транспортного затора, связанного в том числе с нахождением здесь чиновников, то нужно построить один отдельно вынесенный административный центр для госучреждений, связать его с Москвой хайвэем и на этом остановиться. В противном случае все равно, в какую сторону ее расширять — до сращивания с Рязанью или Тулой».

Пример Лос-Анжелеса, Нью Йорка и других благополучных городов показывает, что развиваться, исходя из экономических потребностей, город вполне может и после приостановки его искусственного роста, считает Лапидуса.

Между тем столичные власти предлагают участникам конкурса ко второму этапу сосредоточиться на утвержденных российскими властями границах столицы. «Мы планируем, что коллективы уточнят свои концепции и рассмотрят Москву в новых границах», — рассказал Кузьмин журналистам. Выставка конкурсных работ по проектам развития московской агломерации будет организована, скорее всего, в Парке Горького, где под эти цели будет отведен отдельный павильон, рассказал Кузьмин. К сентябрю компетентное жюри должно принять окончательное решение, на основе которого будет сформирован единый авторский коллектив. И, главное, к этому времени организаторы конкурса «должны выйти на единую концепцию», отметил Кузьмин. По его словам, итоговая концепция «задаст параметры» для будущего генплана Москвы, разработка которого намечена на 2013—2014 годы.

Новости и материалы
Лавров заявил, что НАТО стремится к глобальному контролю во всем мире
Белый дом впервые признал разрешение Украины наносить удары ATACMS вглубь России
В США не готовы говорить о причастности России к крушению самолета в Литве
Тренер «Динамо» ответил на вопрос о получении российского паспорта
В Петербурге школьница получила ожог глаза от выстрела из сигнального пистолета
Пожар на юге Москвы ликвидировали
К 85-летию Галины Польских устроят марафон на ТВ
В Госдуме ответили на заявление адмирала НАТО об ударах по России
Австралийская продавщица выгнала туристов из магазина, назвав их вонючими евреями
Россиянка ограбила семью сожителя и вынесла из дома драгоценности на 1,3 млн рублей
Байден выполнил ежегодную президентскую традицию на День благодарения
Маск критически отозвался об американских истребителях F-35
Летевший из Москвы самолет экстренно сел в Баку
Выставлен на продажу самый редкий Mercedes Gelandewagen с мотором V12
Экс-игрок оценил новое место работы Березуцкого
В НАТО заявили о превосходстве России над США из-за «Орешника»
В США спасли кошку, которая пять дней провела на дереве
Американцы посадили лошадь в автомобиль и проехали по городу
Все новости