Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге обязал Россию выплатить компенсацию по искам пятерых россиян, пожаловавшихся на неправомерные действия полицейских, неэффективное расследование уголовных дел и необоснованное содержание под стражей.
Житель Кировской области Валентин Ницов жаловался на пытки со стороны сотрудников милиции. В августе 2003 года его задержали по подозрению в покушении на убийство одного из милиционеров.
46-летний кировчанин признался в преступлении, но, несмотря на это, милиционеры в течение нескольких часов пытали его в камере в отместку за своего коллегу.
Впоследствии его приговорили к десяти годам лишения свободы, затем этот срок сократили до восьми лет. Ницов опирался на статью 3 Европейской конвенции (запрещение пыток). Истец также утверждал, что заявлял о пытках, но расследование было недостаточным. Европейский суд обязал Россию выплатить осужденному 15 тысяч евро за моральный ущерб и возместить расходы в 350 евро.
Второй иск против российских властей подал 45-летний житель Новосибирска Валерий Салихов. Его арестовали в июне 2004 года по подозрению в изнасиловании. По его словам, на допросах сотрудники милиции избивали его дубинками, насильно снимали с него нижнее белье, наклонив вниз, и резали ногти, чтобы получить признательные показания.
Стражи порядка заставили подозреваемого ходить голым вокруг милицейского участка.
Салихов также заявил, что должностные лица пытались силой взять у него кровь, видимо, играя в медиков. О жестоком обращении с ним подозреваемый жаловался российскому суду еще в 2004 году, когда решался вопрос продления срока содержания его под стражей. Но тогда расследование его жалобы ни к чему не привело. Салихов также рассказал об ужасных условиях в СИЗО: заключенным вместо туалета предоставляли ведро и кормили один раз в день — лишь по будням. Кроме того, новосибирец посчитал несправедливым судебное расследование, так как суд проходил в закрытом режиме и не были допрошены ключевые свидетели. По решению ЕСПЧ Салихову должно быть выплачено 20 тысяч евро за моральный ущерб и еще тысяча евро в качестве возмещения судебных издержек.
Бывший сотрудник милиции 30-летний Евгений Кузьмин из Мариинска Кемеровской области оказался в обратной ситуации. Его арестовали в сентябре 2003 года по подозрению в нападении при отягчающих обстоятельствах и убийстве подозреваемого, у которого он пытался получить признательные показания. Кузьмин, который был осужден на пять с половиной лет, жаловался в ЕСПЧ, что его необоснованно держали под стражей до приговора в ноябре 2004 года. Европейский суд признал обоснованными его требования, но моральный вред оценил всего лишь в тысячу евро. Претензии на возмещение судебных издержек Кузьмин не заявлял.
31-летний Александр Клейн и 12-летний Роман Александрович, отец и сын из Псковской области (Россия), обратились в ЕСПЧ по делу матери мальчика Фатимы Александрович.
Гражданка Белоруссии цыганского происхождения Александрович выпрыгнула из окна на втором этаже милицейского участка, куда была доставлена по подозрению в краже кошелька.
Ее задержали в автобусе в Пскове и доставили в местное отделение милиции для допроса около 9 часов утра 20 мая 2002 года. Спустя два с половиной часа ее тело было найдено во дворе участка. Александрович доставили в больницу, где она впала в кому и скончалась спустя четыре дня. Вскрытие показало, что она умерла от черепно-мозговой травмы, на ее теле также были обнаружены другие раны. В отчете врачей говорится о царапинах на левом запястье и правом колене.
По официальной версии, Александрович выпрыгнула из окна туалета, чтобы сбежать. При задержании она также пыталась скрыться, а на допросе назвалась другим именем и солгала о своем возрасте. По информации правоохранительных органов, она жаловалась на боли в желудке и часто просилась в туалет. В какой-то момент женщины-офицера не оказалось рядом и в туалет ее сопровождал мужчина-офицер, который не стал заходить вместе с ней в кабинку. Воспользовавшись случаем, Александрович попыталась сбежать, выпрыгнув из окна.
Отец и сын заявляют, что Александрович, возможно, была беременна, когда ее доставили в участок. Они считают невозможным, чтобы она подвергла риску жизнь будущего ребенка при попытке уйти от ответственности за кражу 700 рублей. Родственники женщины полагают, что она либо выпрыгнула из окна из-за жестокого обращения, либо ее вытолкнули. В июне 2002 года прокурор отказался возбуждать дело против сотрудников милиции.
ЕСПЧ постановил, что нет никаких оснований утверждать, что Александрович выкинули из окна и жестоко с ней обращались.
С другой стороны, суд подтвердил, что российские власти не обеспечили право ближайших родственников на эффективное участие в судебном разбирательстве: никто не был признан потерпевшим, и поэтому они не могли подавать заявления, чтобы задать вопросы экспертам и получать копии процессуальных решений. Суд постановил, что Россия должна выплатить заявителям 20 тысяч евро за нематериальный ущерб и 5320 евро за судебные издержки.
ЕСПЧ также рассмотрел жалобу 34-летней жительницы Дагестана Хадижат Шафиевой, которая требовала компенсации за то, что российские власти не провели должного расследования по факту исчезновения ее мужа в сентябре 2009 года. Сиражудин Шафиев ехал домой из детского сада в городе Дербент, куда отвез своих детей. По дороге несколько мужчин в масках и камуфляжной форме блокировали его автомобиль, ударили его дубинкой по голове, запрыгнули к нему в машину и уехали в неизвестном направлении вместе с ним. Несколько местных жителей стали тому свидетелями и даже якобы сняли похищение на мобильный телефон. Шафиева утверждает, что к исчезновению ее мужа причастны российские военнослужащие. Она также пожаловалась на неэффективное расследование. Европейский суд счел неубедительными ее доводы о причастности российских военных к исчезновению мужчины, но признал нарушение права на эффективное расследование. Российские власти должны выплатить Шафиевой 30 тысяч евро в качестве компенсации за моральный вред.