— Пожелания о создании спецподразделения в СК по расследованию преступлений полицейских ранее уже высказывались. Я не считаю эту меру эффективной: опять одно ведомство наблюдает за другим. Я считаю, необходимо усиливать гражданский контроль за ведомствами, чтобы гражданское общество могло влиять на них. Вот стал Следственный комитет самостоятельным, а что толку — общественность третий год борется со следователями, чтобы те, наконец, занялись вскрытыми Сергеем Магнитским фактами хищений из российского бюджета, совершенных силовиками.
— Считаю, что у нас есть совершенно отдельная категория преступлений, связанных с правоохранительными структурами, и у них своя специфика. Нужно оценивать любой полицейский произвол вкупе с действиями прокуратуры,
Обращение было подписано руководителями ведущих правозащитных организаций страны, в частности Комитета против пыток, «Агоры», «Общественного вердикта», «Мемориала», «Гражданского содействия», Московской Хельсинкской группы и «Движения за права человека». Как заявили правозащитники, преступления, которые совершают сотрудники правоохранительных органов, остаются безнаказанными, поскольку сотрудники СК (в основном на региональном уровне) практически не реагируют на жалобы граждан. «Мы призываем вас незамедлительно разработать и принять необходимые нормативные акты для создания специализированных подразделений, которые будут обеспечивать независимость рассмотрения и расследования жалоб на преступления сотрудников правоохранительных органов», — говорилось в обращении к главе СК.
В начале апреля правозащитники конкретизировали свою просьбу.
Следователи, которые будут заниматься делами в отношении полицейских, сотрудников ФСИН и ФСКН, должны быть независимы от местных властей и подотчетны исключительно центральному аппарату СК, говорилось в обращении правозащитников к Бастрыкину. Эти предложения были озвучены 10 апреля в ходе специального заседания президентского совета по правам человека, посвященного теме полицейского произвола. По мнению правозащитников, комплектовать отдел следует из опытных следователей, причем важно, чтобы их опыт был успешным. При этом все поступившие в региональные отделения СК заявления о произволе правоохранителей должны автоматически перенаправляться в территориальные следственные подразделения, занимающиеся расследованием должностных преступлений. Это означает, что сотрудники этих подразделений должны заниматься не только расследованием уже заведенных уголовных дел в отношении силовиков, но и проверять жалобы граждан на людей в погонах. Создавать подразделения на местах нужно на краевом, областном уровне или на уровне федеральных округов, предлагали правозащитники.
Судя по официальному сообщению СК, многие из этих требований были учтены.
Спецподразделение будет входить в структуру Главного следственного управления СК, а его филиалы будут созданы на базе следственных управлений в федеральных округах. Отдельные структуры будут созданы в следственных управлениях СК по Москве, Московской области и Санкт-Петербургу. Следователи подразделений будут также заниматься рассмотрением сообщений и материалов о должностных преступлениях, говорится в официальном сообщении СК. При этом оперативное сопровождение по делам в отношении сотрудников силовых ведомств будет осуществляться не полицейскими, как это было раньше, а сотрудниками ФСБ. «Стоит отметить, что следователи, расследуя эти преступления, как правило, сталкиваются с дополнительными сложностями. Зачастую сотрудники полиции, обладая специальными познаниями и навыками оперативно-разыскной деятельности, используют их именно в корыстных целях, делая все, чтобы запутать следствие и уйти от уголовной ответственности. Поэтому в задачи новых подразделений будет входить и анализ практики расследования таких уголовных дел, и выработка наиболее эффективных методов следствия, а также мер по предотвращению этих преступлений», — отмечают в СК.
В МВД к созданию новой контролирующей структуры относятся холодно. Глава ведомства Рашид Нургалиев, выступая перед депутатами Госдумы в рамках правительственного часа 13 апреля, заявил, что следить за преступлениями полицейских в состоянии Управление собственной безопасности МВД (УСБ). «Просто эту информацию о выявленных преступлениях комментирует СК, поскольку мы по закону обязаны передавать документы им. А если бы эта информация исходила от нас, то вы бы видели, что наша служба работает», — отметил министр. Он пояснил, что благодаря работе службы собственной безопасности удается выявлять каждое второе должное преступлений и 80% фактов дачи взяток. Ранее источник «Газеты.Ru» в МВД выражал обеспокоенность по поводу возможных перегибов в работе новой структуры. «Ведь там тоже люди работают. И они могут ошибаться. Но кто-то ошибается объективно, а кто-то субъективно. Придет кто-нибудь к следователю, даст сто тысяч и скажет: «Посади мента». И он начнет работать. Если раньше он бы подумал, мол, как же я с ним буду работать, то теперь он может сказать: «У меня работа такая». Я еще ни разу не видел, чтобы публиковалась информация, сколько дел оказалось пшиком», — отмечал источник.
В ФСКН и ФСИН к идее специального подразделения относятся спокойно — во всяком случае, на словах.
В обоих ведомствах «Газете.Ru» напомнили, что структурные преобразования внутри СК — внутреннее дело ведомства, которое и раньше имело возможность расследовать должностные преступления. В ФСКН «Газете.Ru» заявляли, что за 2011 год в отношении ее сотрудников было возбуждено не более ста уголовных дел по фактам различного рода преступлений, в основном за превышение и злоупотребление полномочиями. Во ФСИН за 2011 год на 460 сотрудников службы было заведено 438 уголовных дела. Статистика МВД куда хуже. В 2011 году полицейские совершили 5021 преступление, из них 2018 — общеуголовной направленности (разбой, нанесение тяжких телесных повреждений, хулиганство), остальные 3003 — дела по превышению должностных полномочий и взяточничеству.
Специальное подразделение по расследованию должностных преступлений — благая инициатива, но недостаточная, считает директор российского представительства международной правозащитной организации Amnesty International Сергей Никитин. «Это решение лишь части большой проблемы. Правозащитники не раз призывали российские власти создать полностью независимый орган по жалобам граждан на полицию. Следственный комитет все-таки правоохранительная структура, поэтому объективность при расследовании должностных преступлений будет соблюдена не до конца», — заявил Никитин «Газете.Ru». Выходцы из МВД решение Бастрыкина также считают половинчатым. «Все упирается в оперативное сопровождение. В ФСБ, которое будет теперь заниматься оперативной работой, такие же проблемы, как и в полиции. Там тоже берут взятки», — сказал «Газете.Ru» полковник милиции в отставке адвокат Евгений Черноусов. Никакое специальное подразделение при СК не даст требуемого эффекта, если не будет создан новый орган, подчиняющийся напрямую президенту, считает он. «Эта структура должна состоять из оперативников на хорошей зарплате, которые должны заниматься только одним делом — расследованием преступлений полицейских», — пояснил Черноусов. В целом же, уверен он, идея спецподразделения «хорошая».