Люблинский суд Москвы во вторник вынес приговор Юрию Тихомирову, обвиняемому в убийстве антифашиста Ильи Джапаридзе. По словам адвоката подсудимого Александра Васильева, суд провел всего три заседания по этому делу. «Вызывать свидетелей в суд по соглашению сторон отказались, просто были зачитаны их показания», — сказал он «Газете.Ru».
Ранее это дело слушалось в Мосгорсуде, заседания начались в июне 2011 года. Процесс проходил в закрытом режиме с участием присяжных заседателей. Как поясняла тогда мать антифашиста Донара Джапаридзе, заседания закрыли из-за того, что в ее адрес поступают угрозы. Но уже в июле дело было возвращено в прокуратуру. Об этом ходатайствовали прокуроры, рассказал адвокат Васильев. В тот день присяжные должны были вынести вердикт, но сделать это им не дали, считает он: защитник уверен, что жюри не признало бы Тихомирова виновным.
Прокуратура переквалифицировала дело с ч. 2 ст. 105 УК (убийство, совершенное по мотивам ненависти и вражды) на ч. 4 ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего).
Суд присяжных по этой статье не предусмотрен, и дело было передано в Люблинский суд. По словам Васильева, прокуратура мотивировала это тем, что «вывод следователя о мотивах преступления в описательной части не соответствует резолютивной».
Прокуратура исключила из обвинения мотив, что Тихомиров якобы убил Джапаридзе из-за того, что последний избил сестру Павла Скачевского.
Павел Скачевский был осужден в 2010 году на 10 лет колонии общего режима за убийства на национальной почве. В июле 2008 года в сети была распространена информации о том, что Илья Джапаридзе был причастен к нападению на его сестру Екатерину Скачевскую. Якобы антифашист с приятелями избили девушку и ее двухлетнюю дочь.
Таким образом, в деле остался лишь мотив ненависти и вражды по отношению к участникам движения антифа.
Джапаридзе выступал против расизма в среде футбольных фанатов. По словам Васильева, в обвинении указано, что Тихомиров состоит в некой общественной группе, но при этом не уточняется в какой. «Я не раз просил следователя назвать, в какой группе он состоял, но он так и не ответил», — сказал адвокат.
Убийства Джапаридзе касались в своих разговорах националисты Никита Тихонов и Евгения Хасис, осужденные за убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки «Новой газеты» Анастасии Бабуровой. В материалах прослушки, которая велась в их съемной квартире незадолго до задержания националистов в ноябре 2009 года, они обмолвились о причастности к убийству антифашиста неких «северных». Кого именно националисты имели в виду, неизвестно.
Переквалификацию дела, отметил Васильев, прокуратура обосновала тем, что «Джапаридзе умер не сразу, а в больнице, поэтому напавшие хотели лишь причинить ему телесные повреждения, а не убить его».
Во вторник за час до начала заседания из Люблинского суда эвакуировали всех посетителей и персонал из-за сообщения об угрозе взрыва.
Проход в здание был закрыт, а прилегающую территорию оградили красными ленточками. Приехала саперная служба, полицейские. Через полтора часа сотрудники правоохранительных органов разъехались. Примерно в 16.30 секретарь судьи позвала стороны в зал заседания. В суд пришла мать антифашиста и другие родственники жертвы преступления. В первый раз процесс посетила и мать подсудимого Наталья Тихомирова. Пропускать внутрь журналистов судья Богдан Васильев отказался со ссылкой на то, что заседание закрытое.
Подсудимый произнес свое последнее слово, и судья тут же огласил приговор.
Журналистов отказались пускать даже на оглашение резолютивной части приговора. Судья читал его недолго, около получаса.
Суд приговорил Тихомирова к 10 годам колонии строгого режима и удовлетворил иск потерпевших на 1 млн рублей.
Мать убитого антифашиста требовала 10 млн рублей компенсации за моральный вред, а прокурор — 14 лет строгого режима. Приговор не устроил ни одну из сторон. И защита подсудимого, и потерпевшие заявили, что будут его обжаловать.
Илья Джапаридзе был убит в Москве 28 июня 2009 года. По словам адвоката Васильева, это был субботний день, и утром антифашист отправился сдавать экзамен. Согласно данным следствия, на улице Перерва житель подмосковного города Дубна Тихомиров четыре раза выстрелил в упор в голову антифашиста из принадлежащего ему травматического пистолета «Оса». Его сообщник Максим Баклагин (стороны подтвердили его имя) нанес ему не менее 26 ножевых ранений. Джапаридзе доставили в больницу, где он скончался в тот же день. У них также был третий сообщник — некий Исаев, который подвозил их на машине. Баклагин в данное время находится в федеральном розыске. Об Исаеве же в деле больше не говорится ни слова.
Тихомиров был задержан в начале декабря 2010 года в городе Конаково Тверской области. «Он там учился и проживал у тети», — объяснила его мать. Наталья Тихомирова не верит в виновность сына и утверждает, что он не был националистом. Его адвокат отметил, что подсудимого задержали только на основании рапорта оперуполномоченного, который получил информацию о том, что это Тихомиров.
По словам Васильева, обвинение основано на признательных показаниях Тихомирова, которые он дал сразу после задержания. По его словам, признания были получены под давлением силовиков: «Была зафиксирована электротравма». В деле также есть свидетель, который видел, как два человека убегали с места происшествия. Впоследствии он опознал Тихомирова. «Изначально он описывал его как девушку со стрижкой каре», — не доверяет свидетелю адвокат. Следствие полагает, что Тихомиров надел парик и панаму. В Мосгорсуде этот свидетель давал показания из «тайной комнаты» по аудиосвязи.
В деле также имеется фотография, на которой Тихомиров запечатлен на свадьбе Алексея Коршунова.
Коршунов подозревался в убийстве судьи Эдуарда Чувашова, был объявлен в розыск, а в октябре 2011 года подорвался на собственной гранате на Украине. Адвокат Васильев утверждает, что этот снимок «ничего не значит»: «Фото сделано перед дверями загса, на ней помимо Тихомирова запечатлены 15—20 человек».
Донара Джапаридзе считает приговор «мягким». Она уверена, что за ее сыном следили. «В четвертом и пятом подъезде нашего дома живут скинхеды, один из них был осужден на семь лет», — сказала она. По ее словам, второй обвиняемый Баклагин был задержан полицией в октябре 2010 года, но его отпустили. Она уверена, что Евгения Хасис выдала Баклагина, а тот, в свою очередь, «сдал» Тихомирова. «Не забывайте Илью», — попросила она, прощаясь с журналистами.