Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«ЮТР, 120-й, падаем!»

Обнародована запись переговоров пилотов разбившегося под Тюменью самолета ATR-72

Обнародована запись последнего разговора пилотов разбившегося под Тюменью ATR-72. В течение 42 секунд после начала взлета командир Сергей Анцин и второй пилот Никита Чехлов переговаривались о состоянии самолета, возникших трудностях и способах их решения. Специалисты предполагают, что причиной аварии могло быть обледенение, неправильное использование автопилота и недостаточная квалификация летчиков.

В четверг вечером программа «Вести» телеканала «Россия 1» обнародовала запись разговоров пилотов разбившегося под Тюменью самолета ATR-72. Согласно записи, на расчетной скорости летчики оторвали от взлетно-посадочной полосы носовую стойку шасси, затем две основных и начали набирать скорость и высоту.

Оказавшись на высоте 190 метров, Анцин включил автопилот и еще через пять секунд отдал команду на английском языке, как того требуют правила разговоров с иностранной автоматикой.

«White bug, flaps up» в переводе означает «белая метка, убрать закрылки». В программу автоматического пилотирования заложены две «метки» — белая и красная. Это два показателя скорости, при которой следует начинать убирать закрылки, в зависимости от наличия обледенения. Если обледенения нет, закрылки убирают при «белой метке», если есть – при красной, поскольку скорость должна быть больше.

Сразу после того, как были убраны закрылки, лайнер затрясло.

Судя по репликам экипажа, поведение судна стало для него неожиданностью. «Это что такое?..»; «Что за тряска?» — слышны голоса Анцина и Чехлова. Командир ATR принял решение выключить автопилот и перейти на ручное управление. Но после этого самолет резко накренился вправо и начал терять высоту. Пилоты безуспешно пытались выправить его. Электронный информатор доложил, что снижение недопустимо.

После этого, судя по репликам экипажа, в кабине началась паника, потому что ни командир, ни второй пилот не понимали, что делать. Запись обрывается на крике Сергея Анцина «ЮТР, 120-й, падаем!».

Первый заместитель руководителя МАК Александр Филатов не подтвердил достоверность воспроизведенных в телепередаче переговоров и отказался давать какие-либо комментарии, заявив корреспонденту «Газеты.Ru», что расследование продолжается. Ранее в МАКе сообщили, что после взлета самолет поднялся в воздух примерно на 210 метров, после этого его накренило на правый бок больше чем на 35°, затем возник левый крен — он был больше 50°. При этом двигатели работали вплоть до столкновения с землей.

В Следственном комитете России сообщили, что при наборе высоты борт уклонился влево от курса на 150° и, выполняя вынужденную посадку с наклоном влево, задел левым двигателем поверхность земли, после чего развалился на части. Очевидец ранее рассказал «Газете.Ru», что у самолета дымился правый двигатель.

Специалисты по-прежнему предполагают, что обледенение необработанного ПОЖ (противообледенительная жидкость) самолета стало основной причиной аварии.

«Как версия — как основная версия — на верхней кромке обледенение было. И было не просто на крыле, было еще и на стабилизаторе», — предположил заслуженный лётчик России Михаил Марков. Заслуженный летчик-испытатель, председатель Федерации любителей авиации России Виктор Заболоцкий рассказал «Газете.Ru», что причиной аварии могли стать несколько факторов. Во-первых, по словам Заболоцкого, роковую роль мог сыграть автопилот. «Все избалованы мыслью, что есть автопилот и он справится», — заявил Заболоцкий.

«Судя по расшифровкам, пилоты совершили абсолютно неграмотные действия. На всех переходных режимах, когда убираются шасси и закрылки, нужно идти «на руках» и автопилота здесь быть не может вообще, потому что в этот момент могут возникнуть различные виды отказа», — добавил он.

Заболоцкий объяснил, что при работе автопилота у летчика «отключены тактильные органы от управления самолетом» — он не может вовремя почувствовать неполадки. При отказе закрылков автопилот продолжает работу, не сообщая о проблеме, в то же время летчик буквально руками может почувствовать, что при уборке закрылков самолет начинает кренить, и отменить последнее действие. «Автопилот можно включать, если предстоит длительный процесс набора высоты до 10 тысяч метров, и то нежелательно», — утверждает Заболоцкий.

Кроме этого он предположил, что против Анцина и Чехлова сыграл дефицит времени.

«Если бы они распознали это раньше, они могли уйти на большую скорость и исключить крен. Они, конечно, пытались бороться и вывести самолет, но процесс уже пошел», — сказал Заболоцкий.

Также косвенной причиной могло стать и образование летчиков: по его словам, в летных школах сейчас осталось не так много опытных инструкторов, часто отсутствуют самолеты для тренировки учеников. «Анцин и Чехлов сначала летали в училище, а после этого сразу стали летать на французском самолете. Налет вроде большой, а жизненного опыта не так много», — считает он.

Самолет французской марки АТР-72 разбился в 45 километрах от Тюмени 2 апреля. По данным МЧС по Тюменской области, ЧП произошло в 7.44 по местному времени (5.44 мск). Самолет, принадлежащий авиакомпании «ЮТэйр», вылетел из тюменского аэропорта Рощино в Сургут рейсом ЮТ120 (по расписанию на сайте компании, борт отправлялся в 07.30, в Сургуте борт должен был приземлиться в 09.15). Самолет АТР-72 с бортовым номером VP-BYZ потерпел крушение примерно в трех-пяти километрах от взлетно-посадочной полосы, в районе деревни Горьковка. В катастрофе погибли 32 человека.

Новости и материалы
Врач из Англии назвал способ, как быстро заснуть
Посол Германии вернулся в Москву
Путин оценил состояние европейской экономики
Чиновница в Адыгее получила 5 лет за взятку сотруднику ФСБ
Мужчина с винтовкой открыл стрельбу в сторону прохожей в Сочи
Стало известно, почему «Спартак» не возглавил Сарри
Камера бюджетного Pixel 8a оказалась лучше, чем у Galaxy S24 и iPhone 14
Отечественные вина скоро займут более 60% полок российских магазинов
Премьер Словакии пришел в сознание после покушения
Российские врачи 17 лет боролись за здоровье юноши, выпившего жидкость для прочистки труб
Белоруссия планирует построить в Карабахе «нечто наподобие агрогородка»
Столичный суд вынес приговор еще одному фигуранту по делу о вымогательстве
«АвтоВАЗ» устранил главную проблему модели Lada
Во Франции назвали сюрпризом продвижение ВС России под Харьковом
Стало известно, почему «Спартак» отказался от приглашения Ивича
Богатейшая женщина Австралии потребовала убрать ее портрет из Национальной галереи
Словацкой ZSE Energia запретили вести спор с «Газпром экспортом» за рубежом
Из Харьковской области эвакуировано более 9 тыс. человек
Все новости