В Тульской области возбуждено уголовное дело по факту тройного убийства, совершенного 52-летним частным предпринимателем (по данным «Газеты.Ru», его зовут Гегам Саркисян). Отражая нападение четырех грабителей, ворвавшихся к нему в дом, он убил троих из них. ЧП произошло в выходные. Как рассказал в понедельник глава региональной полиции Андрей Мишагин, вечером 7 апреля в дом в поселке Октябрьский, что в пригороде Богородицка, ворвались четверо вооруженных по предварительным данным ножами, пистолетом и битой грабителей. По словам жены бизнесмена, преступники проникли в дом через незапертую дверь, когда семья смотрела телевизор.
Во время разбойного нападения в доме, кроме самого предпринимателя, находились его жена, дочь, невестка и четыре малолетних внука: два трехлетних мальчика, семимесячный младенец и шестилетняя девочка.
Налетчики потребовали денег и золота. «Детей били, дочку, жену, потом на меня перешли – пистолет в рот засунули», – сообщил журналистам глава семьи. Когда преступники приставили оружие к виску младенца, хозяин дома схватился за кухонный нож и набросился с ним на грабителей. Три налетчика от полученных ранений скончались на месте. В карманах убитых обнаружены золотые украшения, снятые с женщин, и небольшая сумма денег, сообщил начальник областной полиции. Мишагин подчеркнул, что хозяин дома «не был даже состоятельным человеком». У него было фермерское хозяйство.
Четвертому грабителю удалось сбежать, сейчас, как сообщили в региональном МВД, его активно ищут.
Глава семейства был отправлен в районную больницу с черепно-мозговой травмой, говорилось в сводке регионального управления МВД. «Болит голова, рука, нескольких зубов нет, и по телу многочисленные вмятины», – сообщил он. Сейчас его палату охраняют полицейские.
По данным МВД по Тульской области, уголовное дело заведено по факту убийства трех человек дома по п. «а» ч. 2 ст. 105 (убийство двух и более лиц). Статья предусматривает наказание вплоть до пожизненного заключения. «В данном случае существенная разница: дело заведено «по факту» или в отношении бизнесмена. Дело заведено по факту обнаружения трех трупов и сейчас хозяин дома не является подозреваемым», — пояснила «Газете.Ru» представитель регионального Следственного комитета Татьяна Сергеева. Однако предприниматель может стать подозреваемым либо в умышленном убийстве (ст. 105 УК), либо в превышении пределов необходимой обороны (ст.108 УК), отмечают в СК.
«Проводится ситуационная экспертиза, выясняются обстоятельства произошедшего», – сообщили «Газете.Ru» в полиции. В региональном управлении Следственного комитета полагают, что подозреваемый мог выйти за пределы необходимой самообороны. На это указывает характер ранений, от которых скончались грабители, сообщили в СУ СК. А характер ранений самого бизнесмена и его домочадцев говорит о том, что налетчики не успели воспользоваться оружием, сообщают в тульской полиции.
Налетчики действовали по наводке, объявили в региональном МВД.
Сейчас устанавливается мотив нападения: рассматривается сразу несколько версий. По одной из них, нападение на семью бизнесмена могло быть обусловлено конфликтом предпринимателя с одним из родственников, который сейчас проживает не в России: тот мог дать наводку грабителям, пояснили в тульской полиции.
Оперативники уже установили личности нападавших.
Грабители – грузины и русские – приехали на автомобиле Mazda в Тульскую область из Подмосковья. Все они были ранее судимы. Самому старшему из убитых было 44 года. «Нами обнаружена машина нападавших, она находилась на окраине поселка. Закончен ее осмотр, изъяты вещественные доказательства, которые помогут продвинуться в раскрытии преступления», — сказал Мишагин.
После того, как стало известно о возбуждении против бизнесмена уголовного дела, за него вступились многие местные жители и губернатор. «Он настоящий мужик, и в обиду его не дадим!» – написал в своем микроблоге Twitter губернатор Тульской области Владимир Груздев.
Семью бизнесмена в ближайшее время могут перевезти в другой район, сообщил в понедельник исполняющий обязанности начальника управления МВД по Тульской области Андрей Мишагин.
«Мы примем меры на опережение, чтобы обеспечить их защиту. Если у нас будет достаточно оснований полагать, что может быть расправа, семья будет вывезена из этого района», – сказал Мишагин. Как пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе региональной полиции, «меры по охране семьи уже приняты».
Как позже заявили в СК, следователи пока окончательно не определились с квалификацией дела, у них есть три версии: убийство в целях обороны и защиты своей семьи, в состоянии аффекта или из-за превышения пределов необходимой обороны.
Следователи пообещали учесть при расследовании «обстоятельства, при которых произошло вооруженное ограбление» и «реальность угрозы жизни предпринимателя и членам его семьи», а также ознакомиться с «личностной характеристикой предпринимателя и его состоянием». «Мы прекрасно понимаем, что человек, защищающий свой дом от вооруженных грабителей не всегда может контролировать свои действия. В такие моменты у человека преобладают инстинкты самосохранения. По-человечески трудно осуждать того, кто бросился на вооруженных грабителей, чтобы защитить себя и свою семью, – заявил официальный представитель СК Владимир Маркин. – Следователи должны и я надеюсь, будут учитывать исключительность обстоятельств этого дела».
В региональном СК «Газете.Ru» сообщили, что будут разбираться, мог ли бизнесмен избежать нападения грабителей, и мог ли не наносить ножевые ранения.
Адвокаты и общественные деятели сходятся во мнении, что уголовное дело, возбужденное по факту тройного убийства, должно быть закрыто, если не вскроются новые обстоятельства происшествия.
«В пользу бизнесмена говорят следующие факты: преступники вторглись в его дом (и не важно была ли заперта дверь или нет), они совершили посягательство сопряженное с насилием, опасным для жизни, их четверо, и действовали они в закрытом пространстве, где семья не могла спрятаться или позвать на помощь», — говорит «Газете.Ru» председатель московской коллегии адвокатов Андрей Князев.
Он указывает, что в законе четко не прописаны пределы необходимой самообороны, чаще окончательное решение на этот счет принимает суд. «Не важно, каков характер ранений или их количество. Превышением самообороны обычно считают ситуацию, когда преступник остановлен, но его добивают. Попытка догнать и наказать убегающего преступника — это превышение самообороны», — говорит Князев.
Рамки необходимой самообороны в российском законодательстве определяет ст. 37 УК РФ. «В случае с тульским бизнесменом 37-я должна действовать в полной мере», — согласен председатель общественной организации «Гражданская безопасность» Сергей Гринин. Он отмечает, что, по новой редакции статьи (действует с 2002 года), даже если при внезапном нападении человеку показалось, что ему угрожают оружием, и он применил в ответ свое оружие, это не считается преступлением.
Тем не менее, говорит он, судебная практика в делах самообороны обычно носит обвинительный характер.
Так было с Александрой Иванниковой, которая в 2003 году остановила частный автомобиль, за рулем которого находился Сергей Багдасарян. Он попытался изнасиловать пассажирку. Обвиняемая оказала ему сопротивление и ударила его ножом в ногу, в результате чего случайно попала в бедренную артерию. Водитель погиб от потери крови. Действия Иванниковой следствие квалифицировало как умышленное причинение тяжкого вреда, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (статья 111 Уголовного кодекса РФ).
Позже прокуратура переквалифицировала действия обвиняемой на статью 107 УК РФ — убийство, совершенное в состоянии аффекта. В 2005 году Люблинский суд столицы признал Иванникову виновной, приговорив ее к двум годам лишения свободы условно. Кроме того, суд постановил взыскать в полном объеме с Иванниковой в качестве материальной компенсации в пользу потерпевшего (отца Сергея Багдасаряна) 156 тыс. 196 рублей и в качестве моральной компенсации — 50 тыс. рублей. Впоследствии адвокаты и представитель прокуратуры обжаловали обвинительный приговор. 4 июля 2005 года Мосгорсуд отменил обвинительный приговор по делу Александры Иванниковой и отправил дело на новое рассмотрение. 25 ноября 2005 года Люблинский суд прекратил уголовное преследование москвички.
Отразившим вооруженное нападение в квартирах и домах не проще доказать факт не превышения самообороны. 21 ноября 2011 года грабитель позвонил в дверь московской квартиры, в которой проживали вдова и сыновья музыканта Андрея Гирныка. Попав внутрь, грабитель выстрелил во впустившего его мужчину из травматического пистолета. На шум выбежал брат потерпевшего, который несколько раз ударил налетчика. В результате преступник скончался. По версии следствия, трое проживающих в квартире превысили пределы необходимой обороны и нанесли нападавшему множественные удары по голове и телу. Было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 108 УК России (убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны). Все члены семьи Гирнык были госпитализированы с различными ранениями и травмами. Дело пока расследуется.