В Петербурге продолжается опись клада, найденного в особняке в доме 29 по улице Чайковского. Как сообщили специалисты Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), описывать «коллекцию Нарышкиных» будут еще несколько дней: слишком она велика.
Во время переписи был установлен предполагаемый последний владелец посуды: им, судя по всему, был поручик лейб-гвардии Гусарского полка Сергей Сергеевич Сомов.
Его имя указано в документах, которые были найдены в одной из шкатулок, обнаруженных в замурованной комнатушке. Специалисты нашли карточку воспитанника Императорского училища правоведения, свидетельство о пожаловании лейб-гвардии гусарского Его Величества полка поручику Сергею Сомову ордена Белого Орла, а также бумаги на орден Святого Владимира IV степени (который также имеется среди находок), кавалером которого являлся Сомов.
Как указано на сайте КГИОП, поручик Сомов мог быть дальним родственником семьи Нарышкиных, которого последние «опекали» и который стал хранителем ценностей после того, как Нарышкины уехали из Петрограда.
Сам Сомов, который был участником Первой мировой и гражданской войны, после революции также эмигрировал во Францию. Как рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» директор Института генеалогических исследований Российской национальной библиотеки, член Геральдического совета при президенте России Игорь Сахаров, после переезда в Париж Сомов был в числе приближенных великого князя Владимира Кирилловича. После Второй мировой войны Сомов заведовал музеем полкового Объединения лейб-гвардии Его Величества Гусарского полка. Умер он 12 февраля 1976 года и был похоронен на кладбище Сент-Женевьев де Буа под Парижем.
Петербургский адвокат Константин Федоров, сам причисляющий себя к потомкам Нарышкиных, уже заявил, что готов отстаивать в суде права возможных претендентов на наследство: «Самое главное, чтобы эти деньги не достались государству, а чтобы их получили настоящие наследники».
Однако Игорь Сахаров уверен, что претендовать на «коллекцию Нарышкиных» никто не может: по его словам, последняя представительница ветви Нарышкиных, живших в особняке на Чайковского, скончалась, не оставив детей.
Представитель Объединения членов рода Романовых Иван Арцишевский, в свою очередь, предупредил, что самозванцев после обнаружения клада может «всплыть» много: «Они будут стучать себя в грудь, говорить, что они Нарышкины, судиться. Но я уверен, что никто из подлинных потомков этим заниматься не будет. Сокровища принадлежат русскому народу и должны быть переданы в музей».
Вопрос, где будут в итоге находиться серебряные сервизы, пока остается открытым.
Эксперты считают, что коллекция Нарышкиных должна храниться в музее, способном обеспечить безопасность ценностей. Что это за музей — пока не решено.
В компании «Интарсия» на вопрос корреспондента «Газеты.Ru», не планируется ли выставить найденный клад в залах особняка после реставрации, ответили: «Существующий проект реконструкции и реставрации при необходимости может быть скорректирован, а особняк приспособлен под музейные функции. Однако решение вопроса о будущем месте размещения коллекции на данный момент находится вне нашей компетенции».
Как рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» менеджер по связям с общественностью «Интарсии» Михаил Северов, непосредственно к реставрации особняка Петра Трубецкого (Нарышкиных) компания приступила в 2011 году. До этого были проведены обследования, консервация, вскрытия фундаментов, несущих конструкций, штукатурки, а также первоочередные противоаварийные работы. Здание является памятником архитектуры второй половины XVIII — середины XIX века. История строительства, реконструкций и домовладения здания тесно связана с началом планировки и застройки Литейной части. Особняк состоит из главного, двухэтажного дома на высоком цоколе и двух- и трехэтажные жилых флигелей, к южному дворовому фасаду главного дома сделана пристройка, соединенная с ним переходом. Большая часть исторических помещений была утрачена еще в советское время, до наших дней дошли несколько залов общей площадью 910 кв. м и 186 предметов декоративно-прикладного искусства (декоративный тамбур главного входа, люстры, зеркала, штофы, камины и т. п.). Как предполагается, после реставрации на первом этаже особняка, где в советское время находилась столовая, разместится ресторан. На втором этаже в отреставрированных залах будут проходить культурные мероприятия, выставки, конференции, семинары, экскурсии, а в дворовых флигелях, которые по проекту будут надстроены на два этажа, разместятся офисы. Возможно, какие-то помещения в итоге и будут выделены под найденные сервизы.