Комитет по обороне и безопасности Совета федерации вносит на рассмотрение Госдумы два законопроекта, направленные на снижение числа уклонистов от срочной службы в армии, заявил сенатор Виктор Озеров во вторник по итогам расширенного заседания комитета в Московском городском военкомате. «Я так понял, возражений ни у кого нет. Мы сегодня же подпишем законопроекты и внесем в Госдуму», — сказал Озеров.
По словам членов Совфеда и представителей Минобороны, они намерены привлечь к службе в армии тех, кто бегает от получения повесток. Ежегодно в России прячутся от повесток 235 881 человек, сообщил на заседании начальник Главного организационно-мобилизационного управления (ГУМО) Генштаба ВС Василий Смирнов. «В большинстве случаев все оповещения (вручения повесток) заканчиваются стоянием перед закрытой дверью», — поделился опытом военный комиссар Московской области Александр Фомин. С отсутствием у россиян желания идти в армию было решено бороться двумя способами.
Первый предполагает перекладывание ответственности за получение повесток с военкоматов на призывников (о подготовке этого документа Озеров сообщил в понедельник). По действующему закону к уголовной ответственности привлекается только призывник, расписавшийся в получении повестки, но так и не отправившийся служить.
Согласно законопроекту, теперь не военкомат будет бегать с повесткой за призывником, а призывник за повесткой.
Поправки в статьи 4, 6, 7, 8, 26 и 31 закона «О воинской обязанности и военной службе» (53-ФЗ) предполагают, что россиянин в возрасте от 18 до 27 лет впредь будет обязан дважды в год посещать военкомат. В течение двух недель после публикации президентского указа о призыве (то есть 1 апреля и 1 октября каждого года) гражданин должен самостоятельно прийти в военкомат для уточнения сведений о воинском учете и получения повестки — обязанность вручения повестки с должностных лиц, «ответственных за военно-учетную работу», будет снята.
Предполагается, что информировать призывников о том, что пора зайти в военкомат, будут органы государственной власти на местах и военные комиссариаты, но, как именно, в проекте не уточняется.
Если потенциальный призывник все-таки не пришел, его автоматически начинают считать уклонистом и могут возбудить дело по статье 328 Уголовного кодекса (уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы). Максимальное наказание по этой статье — два года лишения свободы. От возбуждения дела, согласно поправкам к ст. 31 ФЗ-53, сможет спасти только уважительная причина неявки. Сейчас перечень уважительных причин, которые могут быть применимы к призывникам, не явившимся по повестке, указан в статье 7 ФЗ-53. Будет ли он применен к новым нормам в таком же виде, пока непонятно.
Заниматься делами против уклонистов будет Следственный комитет МВД, говорят военные. Тут же на заседании было предложено упростить процедуру возбуждения уголовного дела против уклонистов. «Сейчас, чтобы на него было заведено уголовное дело, необходимо подать в Следственный комитет МВД массу бумаг, в том числе объяснительную записку родственников или соседей призывника о причине уклонения от службы. Ну кто вам даст такую объяснительную?..» — возмутился военный комиссар Московской области Александр Фомин и предложил пересмотреть перечень документов, необходимых для подачи в СК МВД. «Думаю, коллеги в Думе в ходе второго чтения добавят это в проект», — согласился Озеров.
Впрочем, и в Минобороны, и в Совфеде заявляют, что большое количество уголовных дел — это не то, к чему должны привести поправки: военные и законотворцы считают, что «простимулированные» таким образом граждане просто начнут вовремя приходить в военкоматы.
«Уголовное преследование — это не самоцель. Законопроект направлен на то, чтобы дать гражданину возможность не нарушать закон», — сказал «Газете.Ru» начальник ГУМО Генштаба ВС Василий Смирнов. Предложение сенаторов, считает он, «дисциплинирует граждан». Сам Озеров сообщил, что комитет по обороне Совета федерации также «не заинтересован в увеличении числа уголовных дел».
Второй законопроект, который передадут во вторник в Госдуму, устанавливает гарантии новобранцам после окончания военной службы в армии вернуться на прежнюю работу.
«Почему женщины, если рожают ребенка, имеют право сохранить за собой работу, уйдя в декрет, а солдаты, исполнившие свой долг, теряют работу?» — заявил Озеров.
По задумке сенаторов, работники, уволенные в связи с призывом в армию или направленные на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу в течение месяца после окончания срока службы имеют право на предоставление прежней работы (должности) за исключением случаев ликвидации организации. Изменения будут внесены в Трудовой кодекс — там появится новая статья 172.1 (гарантии работникам, уволенным в связи с призывом на военную службу или направленным на альтернативную гражданскую службу). Поправки к 59 ст. Трудового кодекса позволят работодателю заключать срочный трудовой договор с другим работником, пока постоянный сотрудник служит в армии. Изменения также коснутся пункта 5 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и пункта 4 статьи 19 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».
«Новации не накладывают на работодателя дополнительные финансовые обязательства перед государством и работником», зато повышают «уровень социальной ответственности субъекта трудовых отношений», а также «создают условия для стабилизации рынка труда в отношении граждан в возрасте от 18 до 27 лет», говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Планируется, что оба блока поправок вступят в силу уже к концу года, то есть следующий весенний призыв будет проходить по новой процедуре.
«По моим оценкам, этот законопроект вряд ли будет принят в весеннюю сессию. Я рассчитываю, что он в ходе осенней сессии будет рассмотрен уже в Совете федерации и представлен на подпись президенту», — сказал Озеров.
Правозащитники считают, что сенаторы и военные нововведениями ничего не добьются.
«Первая законодательная инициатива делает почти из каждого третьего юноши уголовного преступника. Зачем нам 235 тысяч уголовных дел? Признаем, у нас в стране не все знают и читают законы. Так что даже если сообщат по телевизору о новом законе, вряд ли призывники пойдут за повесткой. К тому же, на мой взгляд, такая мера неэффективна для улучшения показателей призыва. Да и сама система призыва устарела», — говорит глава правозащитного центра «Гражданин. Армия. Право» Сергей Кривенко. «Перечень уважительных причин для нововведений, думаю, потребуется расширить», — говорит Кривенко.
Против второго проекта правозащитники ничего не имеют. «Это некий пряник на фоне ужесточения ответственности за уклонение. Но, полагаю, как и в случае с декретами, коммерческие фирмы найдут лазейки, как не сохранять рабочее место за призывником», — считает Сергей Кривенко.
В думском комитете по обороне готовы взяться за оба пакета поправок незамедлительно.
«Сейчас будем обсуждать документы в комитете, внесем какие-то поправки. И, думаю, в осеннюю сессию проекты примут», — сказал член думского комитета по обороне, член фракции «Справедливая Россия» Игорь Зотов. Он считает, совершенно правильным предоставление гарантий призывникам по сохранению работы. А вот законопроект, обязывающий призывника являться за повесткой, необходимо доработать, говорит парламентарий. «Когда документ поступит на рассмотрение в Госдуму, мы обязательно подробно распишем в законопроекте, кто и как будет информировать и уведомлять призывников о том, что надо явиться в военкомат за повесткой. Это необходимо: у нас не все следят за новостями и новыми законами», — сказал он «Газете.Ru». Также в Госдуме обещают подробно описать случаи уважительных причин, по которым гражданин может не явиться за повесткой, говорит депутат: «Мало ли, человек болел, был на отдыхе или в служебной командировке». «Я не думаю, что вместо 235 тысяч прячущихся за спинами родителей призывников мы получим 235 тысяч уголовных дел. Все-таки благодаря проекту число уклонистов должно сократиться, — считает Зотов. — Но в нашем обществе еще не настолько развиты понятия гражданский долг и патриотизм. Так что с походами призывников за повестками могут возникнуть трудности».