В понедельник директор Департамента общего образования Минобрнауки Елена Низиенко сообщила, что ведомство готово к введению курса «основы религиозных культур и светской этики». «Мы готовы вводить этот предмет в штатном режиме, с 1 сентября 2012 года его начнут преподавать в четвертых классах», — заявила она. В ходе эксперимента курс сначала преподавали по два часа в неделю в последней четверти четвертого класса и столько же в первой четверти пятого класса, потом было принято решение, что школьники будут изучать предмет по часу в неделю в последнем полугодии четвертого и по часу в неделю в первом полугодии пятого.
Теперь в Минобрнауки окончательно решили: на предмет отводится полный учебный год — изучать «основы религиозных культур и светской этики» школьники будут только в четвертом классе.
В Минобрнауки объясняют это организационными моментами. «Учителям начальных классов проще выстроить этот курс. Один учитель может метапредметно проводить его через все остальные предметы. Кроме того, учителей начальных классов оказалось проще готовить к введению этого курса», — пояснила директор департамента общего образования. Сейчас, по словам Низиенко, идет обеспечение школ учебными пособиями и проводится повышение квалификации учителей.
Большинство родителей будущих четвероклассников уже сделали выбор (о предварительных результатах перед Минобрнауки отчитались 77 регионов). 41% родителей выбрали для своих детей «основы светской этики», 29% — «основы православной культуры», 20% — «основы мировых религиозных культур», 6% — «основы исламской культуры», около 1% — «основы буддийской культуры» и 0,1% — «основы иудейской культуры». Статистика по стране почти совпадает с процентным распределением выбора модулей в экспериментальных регионах, которую ранее обнародовало министерство.
Если раньше оценки не ставились, теперь каждая школа будет сама решать выставлять ли текущие и итоговые оценки за знание предмета.
В данном случае Минобрнауки может лишь рекомендовать школам определенную стратегию. «Мы рекомендуем не выставлять оценки за этот курс, — говорит Низиенко. — Он ведь больше развивающий и воспитательный».
«Я бы не стал вводить оценки, поскольку они не всегда являются стимулом. Для того чтобы увлечь детей какой-то темой, предмет в первую очередь должен быть интересным, а если у ребенка есть интерес в самом процессе познания, то никакие отметки не нужны. Также есть опасность, что с введением отметок появится соблазн сравнить результаты — у какой школы они лучше и кто из учеников больше преуспел в изучении курса», — считает директор Центра образования № 548 «Царицино», член Общественной палаты Ефим Рачевский.
В том случае, если администрация школы решит все же оценивать знания четвероклассников, отказ от занятий грозит неаттестацией.
Впрочем, в любом случае теперь, когда курс внесен в обязательный федеральный компонент, от него уже нельзя отказаться, как это было в ходе апробации. «В ходе апробации родители могли написать заявление и отказаться от изучения предмета, и такие случаи были. Но апробация происходила за счет вариативного регионального компонента, а теперь этот курс приказом министерства внесен в обязательную федеральную часть и является частью обязательного учебного плана», — пояснила Низиенко.
По данным Минобрнауки, в ходе эксперимента от изучения предмета отказались 2% родителей в Ярославской области, в Томской области — родители 28 школьников, в Чувашской республике — 15, 1 семья в Удмуртской республике, 40 семей в Курганской области, 13 в Свердловской области. Впрочем, по тем же официальным данным опросов, более 60% родителей относятся к введению курса положительно.
Еще в прошлом году при содействии Общественной палаты было проведено социологическое исследование среди родителей, чьи дети уже изучают тот или иной модуль курса религии и светской этики, которое выявило ряд серьезных проблем.
По данным опроса, каждый пятый родитель (21%) сказал, что ему не была предоставлена возможность выбрать тот или иной модуль. По словам родителей из ряда регионов, за них выбирали либо чиновники, либо директоры школ. Школы пытались минимизировать число модулей из-за того, что не хватало учителей. Часто родители сообщали, что делали свой выбор не индивидуально, а коллективно — на родительских собраниях путем голосования. И в дальнейшем все дети изучали тот модуль, за который проголосовало большинство.
По словам Низиенко, проблема нехватки учителей будет решаться «за счет дистанционных технологий», а все случаи явного перевеса в пользу того или иного модуля будут отдельно рассматриваться Рособрнадзором, и в случае выявления нарушений администрация школ будет нести ответственность.
Пока директоры школ занимаются организацией. «Сейчас мы проводим родительские собрания как раз по поводу выбора модулей. Родители должны написать заявления и выбрать определенный модуль. Вопрос оценок еще не рассматривался, главное, все как следует организовать — подготовить как родителей, так и учителей. Пока что мы выбрали для стажировки учителей начальной школы, хотя в перспективе этот предмет могут вести либо учителя мировых культур, либо учителя истории», — рассказал «Газете.Ru» директор московского центра образования № 975 Александр Пименов.