В понедельник на заседании Всемирного координационного совета российских соотечественников министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил о необходимости смягчить процедуру выдачи российского гражданства детям, родившимся за рубежом в смешанных браках. В настоящее время для выдачи гражданства ребенку, проживающему в другой стране, необходимо согласие родителя-иностранца. «В связи с многочисленными обращениями соотечественников мы сейчас прорабатываем вопрос о внесении поправок в закон о гражданстве Российской Федерации», — сказал министр.
«В настоящее время завершается согласование законопроекта в заинтересованных российских ведомствах», — добавил Лавров.
Будет ли это отдельный законопроект от министерства или же ведомство обратится с инициативой к депутатам Госдумы — в МИДе не смогли пояснить.
Между тем в Госдуме уже дважды за последние два года рассматривался аналогичный законопроект. Его инициировал директор Института стран СНГ, тогда депутат, член комитета Госдумы по делам Содружества независимых государств и связям с соотечественниками Константин Затулин.
В 2010 году Затулин внес в Госдуму первый законопроект, предлагающий поправки в статью 14 Федерального закона «О гражданстве». Однако этот документ был отклонен в первом чтении.
«В октябре 2011 года на заседании правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом глава МИДа Сергей Лавров выразил сожаление о том, что законопроект был отклонен», — рассказала «Газете.Ru» заведующая отделом диаспоры Института стран СНГ Александра Докучаева. Это заявление воодушевило Затулина и вдохновило его второй раз подать проект закона в Госдуму. Об этом сам Затулин написал в письме, направленном, в частности, в адрес руководства Госдумы, администрации президента и правительства России и в МИД.
Однако вторая попытка также была неудачной. В конце января 2012 года документ был отклонен. Негативный отзыв дали коллеги Затулина из комитета по вопросам семьи, женщин и детей. В заключении, подписанном председателем комитета Еленой Мизулиной, указано, что законопроект будет ущемлять права одного из родителей. По закону такое ущемление должно быть введено лишь в исключительных обстоятельствах и только в целях защиты прав ребенка. А в представленном документе не были перечислены исключительные обстоятельства, уточнила Мизулина.
То есть фактически депутаты выступили в защиту иностранных супругов, а не в защиту россиян.
«Я читала это заключение, но, с другой стороны, россияне могут, не спрашивая согласия супруга-иностранца, подать заявление о гражданстве для своего ребенка, если они находятся на территории России. Почему-то в этом случае про ущемление прав иностранных родителей никто не вспоминает», — говорит Докучаева.
«То, что Лавров сам заявил о подготовке подобного законопроекта, дает надежду, что документ будет в итоге принят, — продолжила Докучаева. — Россияне обращаются с просьбой о гражданстве для ребенка в консульства. И, значит, количество этих просьб столь велико, что МИД все-таки решил разобраться с этим вопросом».
Необходимость в подобной норме возникает, когда иностранный супруг выступает против того, чтобы его ребенок получил российское гражданство.
В большинстве случаев речь идет о конфликтах между женами-россиянками и мужьями-иностранцами. Так, например, было с Ириной Бергсет, которая вышла замуж за норвежца. В браке у нее родился сын, однако спустя четыре года мальчик пожаловался на развратные действия со стороны отца. Заподозрив в муже педофила, Ирина попыталась добиться защиты от властей Норвегии, однако, по ее словам, ей посоветовали не раздувать конфликт, а затем и вовсе разлучили с детьми, отдав ее старшего сына в приемную семью, а младшего оставив с отцом. Россиянка выкрала старшего и осенью того же года вывезла его в Россию, где подала прошение на имя президента о предоставлении ее младшему сыну российского гражданства. Где сейчас проживает малыш — ей неизвестно: супруг-норвежец скрывает от нее адрес.
«Причины у всех разные, это не только ссоры между супругами. Некоторые не любят Россию, а кто-то уже сейчас опасается, что в будущем брак распадется, — говорит Докучаева. — Однако возникшая напряженность может привести к разрыву брака. В почте Затулина лежит письмо от россиянки, живущей в Швеции. Ее муж-швед не хочет, чтобы жена давала ребенку российское гражданство. При этом он боится, что жена увезет малыша на родину и там тайно подаст документы в органы ФМС на получение гражданства. В итоге муж не пускает жену домой, и ребенок не может даже повидать бабушку».
«Россия не запрещает двойное гражданство, — напоминает Докучаева. А родители могут решать за ребенка, паспорт какой страны у него будет, вплоть до его 18-летия, впрочем, с 14 лет требуется еще и согласие самого ребенка. Став совершеннолетними дети могут сами отказаться от российского гражданства, если они этого хотят. «Точное число смешанных браков, наверное, знают только в МИДе, однако, я уверена, что это тысячи, — говорит Докучаева. — По крайней мере, российские невесты всегда на высоком счету у иностранцев. У нас в менталитете семейные ценности стоят выше, чем у западных девушек, и это ценят западные мужчины».