Во вторник Следственный комитет (СК) предъявил обвинение в окончательной редакции четырем фигурантам дела о теракте в аэропорту Домодедово в 2011 году — жителям Ингушетии Исламу и Илезу Яндиевым (они встречали в Москве и доставили в аэропорт смертника Магомеда Евлоева), Ахмеду Евлоеву (дальний родственник смертника) и Баширу Хамхоеву (считается следствием одним из лидеров лагеря боевиков в Ингушетии, где готовили Евлоева).
Как указывает СК, «в зависимости от роли каждого» обвиняемым вменяется участие в преступном сообществе (ч. 2 ст. 210 УК), в устойчивой вооруженной группе и в совершаемых ею нападениях (ч. 2 ст. 209 УК), а также покушении на террористический акт (ч. 1 ст. 30, п. «а» ч. 2 ст. 205 УК РФ) и совершении террористического акта (п. «б» ч. 3 ст. 205 УК), покушении на убийство (пп. «а», «д», «е», «ж», «з», «л» ч. 2 ст. 105 УК) и убийстве (пп. «а», «д», «е», «ж», «з», «л» ч. 2 ст. 105 УК), незаконном изготовлении (ч. 3 ст. 223 УК ) и обороте оружия (ч. 3 ст. 222 УК).
Максимальное наказание, которое грозит обвиняемым, — пожизненное заключение.
«В настоящее время к ознакомлению с материалами уголовного дела преступили потерпевшие, после этого с ними будут ознакомлены обвиняемые и их защитники», — сообщил официальный представитель СК Владимир Маркин. Всего потерпевшими по делу признаны 168 человек — родственники погибших при теракте и пострадавшие.
Защита фигурантов дела пока не может прокомментировать факт предъявления обвинений. «Я не в курсе. Мой подзащитный находиться далеко от меня. Пока ничего не могу сказать», — сообщила «Газете.Ru» адвокат одного из обвиняемых Татьяна Акушка.
По данным следствия, 24 января 2011 года в зоне прилета в толпе встречающих 21-летний смертник Магомед Евлоев привел в действие размещенное на его поясе самодельное взрывное устройство с поражающими элементами.
Жертвами взрыва стали 37 человек, еще 173 пострадали.
Личность смертника установили благодаря сравнению образцов крови, взятых у его родителей. Первоначально следователи вышли на семью Евлоевых, задержав трех братьев и сестру Магомеда. Позже под стражей был оставлен лишь 27-летний Ахмед. Несколько дней спустя был арестован Хамхоев. Тот на момент задержания находился в бессознательном состоянии в больнице, после ДТП. Именно осмотрев машину, на которой разбился Хамхоев, следователи пришли к выводу о его причастности к теракту. Пострадавшего сняли с больничной койки и отправили в Москву. 28 марта прошлого года спецслужбы пришли в дом семьи Яндиевых и задержали Илеза и Ислама. Считается, что они взяли на себя роль «перевозчиков» смертника в Москве.
Причастность Хамхоева к делу вывела следователей на лагерь боевиков в Сунженском районе Ингушетии. Как позже было установлено, группировка подчинялась возглавляемой Доку Умаровым «имарату Кавказ» (организация запрещена в России). По версии следствия, Умаров поручил Аслану Бютукаеву (в розыске) и Супьяну Абдуллаеву (вероятно, убит в Стамбуле) подготовить взрыв в аэропорту Домодедово. Они выбрали и подготовили исполнителя Магомеда Евлоева. Как ранее сообщали в СК, Евлоева тренировали в лагере на территории Сунженского района Ингушетии. Там боевики обучались взрывному делу и основам военной подготовки и записывали видеообращения Доку Умарова, которые затем размещались в интернете. Предводители лагеря боевиков передали исполнителям теракта в аэропорту 500 тыс. рублей для приобретения автомобиля, средств связи и аренды квартиры в Москве.
17 подозреваемых в причастности к подготовке теракта были ликвидированы в ходе антитеррористических операций в лагере боевиков в Ингушетии в марте прошлого года, и еще семеро — Умаров, Бютукаев, а также Рустам Альтемиров, Заурбек Амриев, Микаил Богатырёв, Ислам Евлоев и Ибрагим Торшхоев — находятся в розыске.
Им заочно предъявлено обвинение в совершении тяжких и особо тяжких преступлений террористического характера. Не исключена вероятность, что Альтемиров и Амриев были убиты в Стамбуле 16 сентября 2011 года. Как указывают в СК, «следствием проверяется информация» по факту убийств боевиков с Северного Кавказа в Турции.
Эксперт по Северному Кавказу и проблемам терроризма Андрей Епифанцев считает, что процесс розыска семи причастных к взрыву в Домодедово лиц затянется на годы.
«Вряд ли их вообще удастся привлечь к ответственности перед судом», — заявил «Газете.Ru» Епифанцев.
По его мнению, одна из главных проблем — это «кажущаяся безнаказанность» для террористов. «Тем не менее показателен пример Израиля и США, которые по решению своих судов разыскивают и ликвидируют боевиков, угрожающих их безопасности, по всему миру», — говорит Андрей Епифанцев. Напомним, что, по одной из версий турецкой полиции, к убийству выходцев с Северного Кавказа в Стамбуле могли иметь отношение российские спецслужбы.
«В последние годы по Северному Кавказу заметно распространились так называемые школы смертников, где проходят психологическую и боевую подготовку такие молодые террористы, как Магомед Евлоев», — констатирует Епифанцев. Он также отмечает, что в 2011 году резко сократилось число терактов в России по политическим мотивам. «Сейчас чаще происходят теракты в знак социального протеста против клановости и коррупции на Северном Кавказе. Также прослеживаются коммерческие мотивы. Но все теракты окрашиваются религиозным подтекстом», — говорит Епифанцев.