В понедельник в Екатеринбурге начались слушания по уголовному делу о 17 убийствах пенсионерок, совершенных в Свердловской области в течение последних десяти лет. Обвиняемая, 40-летняя Ирина Гайдамачук, вела себя в зале суда надменно. Она свысока говорила с судьей и старалась не поворачиваться лицом к собравшимся в зале журналистам. На ней синий спортивный костюм, с плеч свешивается туго заплетенная черная коса. Гайдамачук совсем не похожа на лицо с фоторобота, который несколько лет подряд красовался на всех досках с подписью «Их разыскивает милиция». У реальной обвиняемой в массовых убийствах, в отличие от портрета на фотороботе, ярко выраженная азиатская внешность.
Когда судья попросил ее представиться и назвать адрес, Гайдамчук ответила отказом. «Я бы просила удалить журналистов из зала. Они уже достали меня, мою семью и соседей. Однажды один журналист мне даже угрожал», — объясняет она. Суд пошел ей навстречу, и поэтому первое рассмотрение уголовного дела по существу проходило за закрытыми дверями.
Ирина Гайдамачук жила в старом двухэтажном доме в Красноуфимске.
Именно в этом городе в июне 2002 года началась волна страшных убийств, впоследствии прокатившаяся по всей Свердловской области.
Первой у себя дома, на улице Ухтомского, ударом тупым предметом по голове была убита красноуфимская пенсионерка. Затем с интервалом в несколько месяцев похожим образом начали погибать другие престарелые жительницы региона.
«31 декабря ко мне прибежал сын соседки снизу, — вспоминает жительница Красноуфимска Любовь Шевалова, соседка одной из жертв. – Пришел и говорит: «Нужно позвонить. Маму убили!». Мы вызвали «скорую», милицию. А после спустились туда. Она лежала на кухне, лицом к раковине, и вся стена была забрызгана кровью. Я как увидела, так сразу оттуда убежала. Несколько ночей потом спать не могла!»
Работавшие на месте пятого убийства криминалисты заметили интересную деталь: на стене подъезда, рядом с входной дверью погибшей, предположительно, окурком была выведена цифра «5».
Позже соседи вспомнили, что пятерка появилась за три дня до убийства.
Тогда следователи обратили внимание на то, что остальные жертвы маньяка были «пронумерованы» номером дома или квартиры, где они жили: они отмечали, что преступник, возможно, действует по какой-то системе: так, седьмая жертва была убита в доме № 7, восьмая — в доме № 8, девятую обнаружили в квартире № 9.
За несколько лет география преступлений расширилась далеко за пределы Красноуфимска. Однако обезвредить убийцу милиционерам не удавалось даже после того, как аналогичные преступления были совершены в Серове, Нижнем Тагиле и Екатеринбурге (в каждом из этих городов были убиты по две пенсионерки), еще одна старушка была убита в Ачите. В 2005 году — в самый разгар поисков — следователи всерьез рассматривали версию о том, что маньяком на самом деле является переодетый мужчина. Убийцу видела на месте преступления соседка очередной жертвы.
Она подтвердила слова единственной выжившей женщины, получившей тяжелые травмы в феврале 2003 года: предполагаемая убийца — невысокая блондинка, которая зимой носит искусственную шубу.
Однако результаты некоторых экспертиз говорили о том, что преступления могли быть совершены мужчиной. Тогда и появилась версия о маньяке, переодевающемся женщиной.
В своих поисках следователям пришлось прибегнуть к экзотическим методам. Например, в Красноуфимске провели «перепись» всех блондинок. А после того, как на месте очередного убийства свидетели видели обвиняемую с молотком, завернутым в газету, в городе провели дактилоскопию всех жительниц. Следователи даже обращались к экстрасенсам, но никаких результатов это не дало.
Впрочем, одну подозреваемую перед поимкой Гайдамачук сыщики все же задерживали. Жительница города Тура под давлением оперативников дала признательные показания. Однако позже выяснилось, что к убийствам она не имеет никакого отношения. Ее отпустили, а сотрудников милиции, оказывавших на нее давление, в июле 2011 года осудили за превышение должностных полномочий.
Затем сыщики задержали уроженку свердловского городка Карпинск, безработную, мать двоих детей Ирину Гайдамачук. На ее след удалось выйти после очередного убийства, совершенного в мае 2010 года. Изучив круг знакомых убитой, сыщики вышли на Гайдамачук, которая несколько лет назад делала ремонт в квартире погибшей. До этого она не попадалась в поле зрения сыщиков, поскольку не имела паспорта, проживала без регистрации и нигде официально не работала.
После долгого процесса дознания женщина дала признательные показания.
Ей предъявили обвинение в совершении 17 убийств, а также в разбое и покушении на уничтожение чужого имущества путем поджога.
«В трех случаях обвиняемая пыталась скрыть следы преступления путем поджога квартир. Она оставляла зажженной свечу или включенным утюг, но возгораний не следовало», — рассказал «Газете.Ru» пресс-секретарь управления Следственного комитета (СК) по Свердловской области Александр Шульга.
Сыщики предполагали, что убийца имеет психические отклонения, так как преступления совершались без видимых мотивов. Преступник забирал из квартир убитых от одной до 16 тысяч рублей. Несколько раз в домах жертв вообще не было наличных денег. Тогда преступник уходил ни с чем. Однако Ирина Гайдамачук прошла психиатрическую экспертизу в институте Склифосовского, и специалисты признали ее вменяемой.
Уголовное дело «красноуфимской маньячки» составляет 443 тома. Из них только обвинительное заключение занимает 7 томов. В ходе расследования было допрошено более трех тысяч свидетелей, 21 потерпевший, проведено более двух тысяч судебных экспертиз.
Неофициально следователи говорят, что Гайдамачук, если ее вина будет доказана в суде, может стать мировым лидером по количеству убийств, совершенных женщиной. «Мы интересовались этим вопросом. Нашли только американку, по прозвищу Мадемуазель Смерть: за ней числится всего семь убийств», — сообщил «Газете.Ru» на условиях анонимности один из участников расследования.
Если Гайдамачук признают виновной, то согласно нынешнему российскому законодательству ей грозит только 25 лет заключения – около полутора лет за каждую жертву. Это максимальный срок наказания, который предусмотрен для женщин в России.