В четверг Следственный комитет официально объявил, что буровую платформу «Кольская», затонувшую 18 декабря прошлого года на Дальнем Востоке, в Охотском море, нельзя было буксировать. При крушении выжили только 14 человек из 67, находившихся на борту. «На настоящий момент уже установлено, что, согласно техническим характеристикам буровой установки, ее буксировка в зимнее время в зимних сезонных зонах запрещена», — сообщает Следственный комитет.
«Кроме того, ежегодно с 10 октября устанавливается запрет на навигацию в Охотском море самоподъемных плавучих буровых установок, имеющих ограничения по волне до 6 метров», — добавляют в Дальневосточном следственном управлении на транспорте СК.
Следующий пункт работы следствия — проверка обоснованности буксировки. Следователи намерены выяснить, насколько полно были соблюдены требования безопасности во время буксировки, а также качество и полнота проведения ремонта. Ранее родственники бурильщиков утверждали, что на носу и в танках платформы были обнаружены трещины, которые заделывали прямо в море.
О том, что буксировка в декабре была смертельно опасна, сразу после трагедии заявили родственники бурильщиков.
Дочь капитана Михаила Терсина, руководившего буксировкой платформы, Наталья Дмитриева сообщила, что среди документов в архиве отца она нашла инструкцию завода-изготовителя по остойчивости буровой. «В ней говорится, что буксировка платформы в зимних условиях запрещена. А сейчас все хотят списать на капитанов, руководивших буксировкой, хотя они предупреждали руководство компании о том, что этого делать нельзя», — говорила Дмитриева, утверждая, что ее отец пытался отказаться от опасного задания, но не смог. Вероятно, именно эти документы изучили следователи. «В Мурманске у родственников пропавшего без вести Михаила Терсина изъят электронный архив документов, характеризующих техническое состояние буровой установки», — пояснили в Следственном комитете. Между тем компания-подрядчик — владелец платформы «Арктикморнефтегазразведка» с самого начала заявляла, что буксировка проходила по правилам.
Расследование крушения платформы продолжается. Что стало причиной аварии — до сих пор неизвестно.
Отчет Следственного комитета последовал после выступления родственников бурильщиков, которые присоединились к прошедшему в Мурманске 4 февраля митингу «За честные выборы» (всего на него собралось около ста человек, сообщает «Интерфакс», организаторы, впрочем, говорят о 260 участниках). Четверо митингующих женщин были одеты в спасательные гидрокостюмы. «Это невероятно неудобная вещь. А когда он намокает, то становится тяжелым — в нем невозможно двигаться. Мы хотим показать, что у наших мужей и отцов не было шансов спастись», — рассказала журналистам Наталья Дмитриева.
Родственники погибших потребовали открытого расследования произошедшей трагедии и обязательной проверки технического состояния всех действующих судов флота.
Собравшихся волновал также вопрос о произведении компенсационных выплат семьям погибших.
Платформа «Кольская» работала на Западно-Камчатском шельфе по заказу компании «Газфлот» — «дочки» «Газпрома». Работу бурильщиков курировал подрядчик — компания «Арктикморнефтегазразведка». К разработке приступили в сентябре. Тогда же Всемирный фонд защиты дикой природы (WWF) заявил, что «Газфлот» не получил одобрения проекта от Государственной экологической экспертизы. Отрицательное решение было опубликовано на сайте Росприроднадзора. Позицию экологов поддержала прокуратура Камчатского края, которая подала иск в Черемушкинский суд Москвы. Камчатская природоохранная прокуратура даже выносила представления в адрес руководителей «Газфлота» и «Арктикморнефтегазразведки» об устранении нарушений. Еще одно представление было направлено прокуратурой председателю правления «Газпрома» с требованием привлечь к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц. От компании не последовало никакой реакции. Однако в начале декабря работы на шельфе были свернуты. 18 декабря платформа затонула во время буксировки к берегу. А 20 декабря Камчатская природоохранная прокуратура отозвала свой иск из суда, мотивировав это тем, что «все нарушения были устранены».