Министр внутренних дел России Рашид Нургалиев объявил строгий выговор руководителю Главного следственного управления (ГСУ) ГУ МВД по Москве генералу Ивану Глухову. В отношении его заместителей назначена служебная проверка. Об этом сообщил начальник ГУ МВД по Москве Владимир Колокольцев на итоговой коллегии ведомства в среду, передает РИА «Новости».
Колокольцев пояснил, что выговор Глухову объявлен за «серьезные недостатки в организации управленческой деятельности».
По его словам, сотрудники ГСУ недостаточно эффективно взаимодействуют с оперативниками, часто нарушают Уголовно-процессуальный кодекс и допускают нарушения при рассмотрении обращений граждан. Колокольцев потребовал в кратчайшие сроки устранить выявленные министерской проверкой недостатки и обеспечить реальный, очень жесткий контроль над расследованием уголовных дел. «Руководителю, уже 13 лет возглавляющему ГСУ, допускать такие провалы в своей управленческой деятельности по меньшей мере удивительно, — пристыдил он Глухова. — Я жду от генерала Глухова соответствующих решений».
Адвокат и бывший следователь МВД Владимир Жеребенков отмечает, что теперь следует ожидать каких-то организационных изменений — увольнения кого-либо из заместителей генерала или других кадровых перестановок в ГСУ.
«Но эти решения будет принимать сам Глухов, а не вышестоящее руководство, — подчеркивает он в беседе с «Газетой.Ru». — В отношении него самого сейчас больше ничего не может последовать, поскольку он уже получил выговор. Если же он не исправит недостатки, то могут объявить о его несоответствии занимаемой должности. Но это уже будет понятно после того, как пройдет проверка».
Адвокат также отметил, что пренебрежительным отношением к заявителям и потерпевшим страдают все следственные подразделения, в том числе и Следственный комитет России. «А в плане взаимодействия это в первую очередь зависит от оперативных сотрудников, насколько они хотят взаимодействовать и выполнять указания следователей, — сказал Жеребенков. — Чаще всего они уклоняются от этого, не реагируют на указания либо формально отписываются. Это общая проблема, поэтому такие выводы надо делать не только в отношении ГСУ, но и в отношении всей правоохранительной системы. Нургалиеву также нужно обратить внимание, что точно такими же недостатками страдает и центральный аппарат МВД».
В октябре 2011 года была задержана подчиненная Глухова — старший следователь ГСУ ГУ МВД по Москве Нелли Дмитриева, ее заподозрили в получении взятки в размере $3 млн.
Во время ареста Дмитриева заявила, что от нее добивались показаний против ее руководителя Глухова, но она отказалась. «Когда провалилось дело о поимке Каганского (бывший сотрудник МВД Максим Каганский, обвиняемый в посредничестве при передаче той самой взятки. — «Газета.Ru»), оперативный сотрудник Александров позвонил мне и попросил скрыться из Москвы на три дня», — рассказывала она. По ее словам, Александров предупредил ее, что Каганский может подбросить деньги в ее кабинет, а если она будет отсутствовать, то их подбросят Глухову. «Я отказалась уезжать и вышла на работу. Меня хотят сделать крайней, хотят, чтобы я дала показания на Глухова», — заявляла она. Сам Глухов удивился и заявил, что не понимает, какие показания против него может дать Дмитриева.
После задержания Дмитриевой начальник управления собственной безопасности столичной полиции Александр Трушкин сообщил, что в ГСУ проводится проверка для выяснения обстоятельств, способствовавших совершению преступления Дмитриевой. Еще тогда он заявил, что будет проверяться работа не только обвиняемой, но и ее руководителей.
Однако адвокат Владимир Жеребенков сомневается, что выговор Глухова связан с уголовным делом: «Я думаю, что если бы это было связано с делом Нелли Дмитриевой, там были бы другие формулировки».
«Речь о каком-либо участии Глухова в материалах дела вообще не идет, — сказал он. — Если и есть связь, то косвенная — из-за задержания Дмитриевой была инициирована такая проверка. Сейчас просто слишком много стали уделять внимания ГСУ ГУ МВД по Москве, поэтому потребовали навести порядок.
Возможно, потому что следствие по делу Дмитриевой зашло в тупик, поэтому сейчас они пытаются сохранить лицо. Вся борьба идет в пиаре, в СМИ, а в деле ничего нет».
На коллегии ГУ МВД по Москве также подвели итоги деятельности столичной полиции.
По словам Колокольцева, полицейские в 2011 году совершали на треть меньше преступлений, чем годом ранее.
«На треть уменьшилось число нарушений законности сотрудниками московской полиции, на четверть снизилось количество привлеченных к дисциплинарной ответственности сотрудников и на 29% — руководителей», — сообщил Колокольцев. Таких успехов, отметил руководитель столичного главка, удалось добиться благодаря реформе МВД, усилившей принцип персональной ответственности вышестоящего начальника за проступки подчиненных.