В среду в Василеостровском районном суде Санкт-Петербурга слушали последнее слово подсудимых, обвиняемых в хищении 26 млн бюджетных рублей, предназначенных для капитального ремонта главного здания академии художеств и исторической усадьбы «Пенаты» под Петербургом.
Первой выступила руководитель ГУ «Дирекция по эксплуатации зданий и финансово-хозяйственному обеспечению» петербургской академии художеств Лариса Терскова. Напуганная невысокая женщина принялась прерывисто говорить, подглядывая в небольшой блокнот, куда она записала свою речь. «Искренне и чистосердечно раскаиваюсь в совершенных деяниях. Мне стыдно перед своими друзьями, коллегами, родными и мучительно больно как человеку, как женщине, что я здесь нахожусь, — говорила Терскова. — Досудебное соглашение со следствием я выполнила в полной мере, активно участвовала в оперативных и иных действиях. Являясь директором ГУ, я не могла реально контролировать расход бюджетных средств, заключение контрактов и договоров. Моя должность как руководителя являлась номинально-условной».
По словам Терсковой, деньги похитила не она, а организаторы преступления. Когда же она попыталась обратить внимание вышестоящего начальства на махинации, ее стали запугивать и угрожать увольнением.
Подсудимая также добавила, что продолжает руководить дирекцией, по-прежнему занимает должность, но обещает впредь не допускать хищений. «Я не смогла противостоять преступным действиям, боялась этих лиц, за свою судьбу и свою работу. — подытожила Терскова. — Прошу суд не лишать меня свободы и вменить мне штраф с отсрочкой выплаты».
Второй подсудимый, Виктор Ким, директор строительной компании «Балтпромстрой», высказался кратко: «Я полностью вину признаю, в содеянном глубоко раскаиваюсь, прошу суд учесть это, если возможно, и вынести справедливое решение».
После этого судья Юрий Румянцев сообщил, что решение суда будет оглашено в пятницу, 20 января, и объявил перерыв.
Выйдя из зала, Терскова заплакала и быстро покинула здание суда, сопровождаемая утешавшим ее адвокатом. На вопросы корреспондента «Газеты.Ru» и подсудимая, и защитник отвечать отказались. «Поверьте, мы уважаем прессу, но сейчас никаких комментариев, — объяснил адвокат. — Вы же видели, как искренна была Лариса в последнем слове. Кто был организатором хищения? Да мы и сами не знаем».
По версии следствия, средства из федерального бюджета, выделенные на ремонт и реконструкцию объектов петербургской академии художеств, разворовывались с 2007-го по 2008 год. Схема была незамысловата: Терскова переводила деньги на счета строительной фирмы, возглавляемой Кимом.
При этом ни ремонта, ни реконструкции не производилось, зато составлялись акты приемки фактически невыполненных работ.
Ким обналичивал деньги через субподрядчиков — компании-однодневки. Затем они уходили на маскировку хищений, на откаты и в карманы участникам аферы. Помимо Терсковой в схеме участвовали и другие лица, но их имена следователи не называют.
По данным «Газеты.Ru», 26 млн рублей — это лишь небольшая часть суммы, которая была похищена. В Следственном управлении питерской ФСБ, которая расследовала это преступление, есть и другие уголовные дела, в которых фигурирует академия художеств. Правда, обнародовать эти данные следователи ФСБ пока не готовы. «Без комментариев. Могу сказать только, что мы внимательно следим за делом Терсковой и Кима, — заявил «Газете.Ru» представитель УФСБ Дмитрий Кочетков. — Это дело было возбуждено после оперативных разработок нашего управления».
По словам источника «Газеты.Ru» в правоохранительных органах Петербурга, дело Терсковой и Кима — это «только верхушка огромного коррупционного айсберга» в питерской академии художеств, и речь идет о гораздо больших сумах.
«На самом деле были разворованы сотни миллионов рублей», — заявил собеседник.
«Есть другие подозреваемые и обвиняемые, возбуждены другие уголовные дела, есть те, кто уже находится в СИЗО под стражей. Пока эта информация о конкретных личностях закрыта для прессы. Это люди, близкие к академии, а также строители, чиновники. Терскова и Ким — лишь высококвалифицированные исполнители. Организаторы преступной схемы известны, и они пойдут под суд в обозримом будущем», — сообщил источник.
Деятельностью дирекции по эксплуатации зданий, возглавляемой Терсковой, недовольны и некоторые жители двух домов на Васильевском острове, которые находятся на балансе академии. «У нас живут люди, работавшие и работающие в академии, а также члены их семей, — рассказал «Газете.Ru» один из жителей дома на 4-й линии Васильевского острова. — Дирекция не обслуживает дома или обслуживает их очень плохо, нанимая гастарбайтеров, которые то появляются, то пропадают. Создано множество подставных ООО с целью увода средств. Мы вынуждены были создать инициативную группу по борьбе с коррупцией и не первый год боремся с Терсковой».
Сейчас Терсковой инкриминируют десять эпизодов присвоения и растраты в крупном и особо крупном размере, Киму — пособничество в присвоении и растрате. Во время предварительного следствия обвиняемые признали вину и заключили досудебное соглашение о сотрудничестве. Процесс начался в прошлом году, подсудимые попросили рассмотреть их дело в особом порядке, то есть без судебного следствия. При этом Терскова заявила, что на ее совести всего 90 тысяч рублей и она возместила ущерб государству еще во время предварительного следствия. По ее словам, в мошеннической схеме участвовал большой круг лиц. А главные барыши достались организаторам преступления.
В декабре прошлого года гособвинитель попросила суд приговорить Терскову к 6 годам условно и штрафу в размере 500 тысяч рублей. Ее пособника Виктора Кима — к 4 годам условно и аналогичному штрафу.
Представитель прокуратуры отметила, что подсудимые раскаялись в содеянном, заключили досудебное соглашение со следствием и дали показания против сообщников.