Около часа ночи в субботу исполнительный директор ассоциации «Голос» Лилия Шибанова прилетела в Москву из Варшавы, где проходил гражданский форум ЕС — Россия. Однако дальше поста таможенного контроля в аэропорту Шереметьево ее не пропустили. «Таможенники провели полный досмотр, сделали опись ее вещей и потребовали передать им ноутбук, — пояснил «Газете.Ru» заместитель исполнительного директора «Голоса» Григорий Мельконьянц. — Она отказалась это сделать, так как опасалась, что без описи содержимого ноутбука туда могут быть записаны данные, которые потом будут использованы против нее».
«Мне сказали, что в моем компьютере может находиться суперстрашная программа, которая может угрожать безопасности России», — пояснила Шабанова своим коллегам.
Она потребовала встречи с адвокатом. «Однако ей сообщили, что адвоката к ней не пустят, хотя это нарушение закона: адвокат имеет право пройти к клиенту в зону досмотра, — заявила «Газете.Ru» адвокат Шибановой Светлана Сидоркина. — Мы с ней переговорили по телефону. Исходя из поведения таможенников, она пришла к выводу, что мне нет смысла ехать в аэропорт, так как они все равно настроены забрать ноутбук и не пустить адвоката. Это была бы просто потеря времени».
Адвокат считает, что сотрудники таможни действовали незаконно.
«Таможенные органы не имеют права досматривать личные вещи, если они представляют собой личную и семейную тайну, коей является информация, находящаяся в ноутбуке», — пояснила Сидоркина. Она добавила, что подобный досмотр может проводиться только в рамках возбужденного уголовного дела при наличии серьезных оснований, что в вещах, которые будут изыматься, есть материалы, имеющие отношение к уголовному делу. «Однако Шибановой никаких процессуальных документов не показывали и о каком-либо уголовном деле ей также не говорили», — сказала адвокат. «Шибанова спрашивала, на каком основании ее досматривают, ей сказали, что все происходит в рамках оперативно-разыскной деятельности», — добавил Мельконьянц. Адвокат, в свою очередь, заявила, что на действия таможенников будет подана жалоба.
Еще в аэропорту сама Шибанова подала таможенникам две жалобы — на свое задержание, а затем, когда бумагу отказались принять, она написала еще одну — на отказ.
Добившись встречи с одним из руководителей таможенной службы, глава ассоциации предложила ему сделку: она записывает всю информацию с ноутбука на диски и добровольно отдает ноутбук, а таможенники письменно заверяют, что информация на дисках соответствует содержанию ноутбука.
«Я вызвала знакомого программиста, он долго ехал в аэропорт, приехал, переписал все на два диска, но таможня решила отказаться от договоренности и не стала ничего заверять», — пояснила Шибанова. После препирательств с сотрудниками таможни и консультаций с адвокатом, она решила сдаться и оставить ноутбук.
В итоге Шибанова провела в аэропорту всю ночь. «Более 12 часов, — уточнил Мельконьянц. — Насколько я понял, она приняла решение отдать им ноутбук, так как процесс был бесконечный: ее не выпускали без этого».
В таможне Шереметьево подтвердили, что у главы «Голоса» был изъят ноутбук, однако не пояснили, по каким причинам это было сделано.
«Действительно, компьютер изъят и помещен на склад временного хранения для последующей экспертизы содержащейся в нем информации», — заявила «Интерфаксу» пресс-секретарь шереметьевской таможни Ксения Гребенкина. Она отметила, что действия сотрудников таможни не выходили за рамки законодательства.
В ассоциации уверены, что интерес к ноутбуку руководителя «Голоса» связан с пристальным вниманием правоохранительных органов к деятельности ассоциации по мониторингу нарушений на предстоящих российских выборах.
Информация фиксировалась на «Карте нарушений», размещенной в интернете. Однако накануне мировой судья по Мещанскому району Москвы признал ассоциацию «Голос» виновной в нарушении порядка участия СМИ в информационном обеспечении выборов. Ассоциацию обязали выплатить штраф в 30 тысяч рублей.
Сотрудники ассоциации по всей стране ощущают давление со стороны правоохранительных органов, утверждает Мельконьянц. «Подобное происходит во всех регионах, телефоны сотрудников нашей организации прослушиваются: нам звонят и намекают, что слушали разговор, — говорит он. — Например, после того как мы назначили пресс-конференцию сегодня на 15.00, мне позвонила девушка, сказав: «Мы ваши коллеги из управления». Она повторила все, что я сказал Лилии Васильевне по поводу этой пресс-конференции». Мельконьянц утверждает, что идет целенаправленная кампания по срыву наблюдения на воскресных выборах. «Наших корреспондентов обзванивают и запугивают их, — говорит он. — Коллеги из Москвы сообщают нам, что их находят и «проводят с ними работу». Конечно, у государства много сотрудников, и справиться с нашей организацией у них, возможно, и получится, но мы будем бороться до конца».
По словам Шибановой, «Голос» планирует в воскресенье провести параллельный подсчет голосов. Для этого они составили выборку избирательных участков, на которых обязательно должны присутствовать их люди. Однако, как заявила руководитель ассоциации, по ее ощущениям, эта статистическая выборка разрушается. «Нам уже сообщили, что в ряде регионов наших корреспондентов не пустят на избирательные участки», — сказала Шибанова. Она добавила, что это очень сильно затруднит их работу. Впрочем, она не исключила, что в последний момент ассоциация сможет поменять выборку участков.