Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +
[]

«Мы были как рычаг»

Интервью с освобожденным российским летчиком Владимиром Садовничим

Летчик Владимир Садовничий после освобождения из зала суда в Курган-Тюбе сразу отправился в Душанбе, на территорию посольства России, и рассказал «Газете.Ru», как он провел полгода в СИЗО, кто требовал от гендиректора компании — владельца самолетов продать машины «за рубль» и было ли у летчиков разрешение на перелет через границу Таджикистана.

— Владимир Владимирович, вы знали о том, что происходило в России в связи с вашим делом?

— Когда начались судебные разбирательства, ко мне приезжал мой самый близкий товарищ. Он держал меня в курсе, рассказывал, что происходит в России, как и наш адвокат Гулом Бобоев. Что касается СМИ, мы могли получать информацию только из местной прессы — тут есть такая газета «Азия-плюс». То есть я не могу сказать, что полностью был в курсе всего, но по мере возможностей получал информацию.

— И как вы относились к новостям?

— Меня это немножко настораживало. Получалось, что дело принимало политическую окраску, хотя этого не хотелось. И поэтому было неприятно, когда в российской прессе появлялись несколько тенденциозные антитаджикские высказывания. Я понимал, что это не улучшает, а ухудшает ситуацию, что люди занимаются чистым пиаром, а нам от этого может быть только хуже. Но были и хорошие выступления, за которые мы очень благодарны. Спасибо нашим СМИ, которые хорошо освещали дело, — как говорится, рука всегда была на пульсе. Но некоторые вещи напрягали. Кстати, аналогичные антироссийские статьи были и в Таджикистане.

— Таджики, с которыми вы контактировали, высказывали вам свое мнение касательно ситуации?

— В суде мы практически не общались ни с кем. А в СИЗО, как ни странно (но это не странно на самом деле), там все были за нас, даже сотрудники. СИЗО — это, конечно, не трехзвездочная гостиница, это камера. Но наши сокамерники — граждане Таджикистана — принимали нас, как гостей. Мы в камере были практически как гости! Сотрудники СИЗО относились к нам хорошо еще и потому, что к нам хорошо относился начальник учреждения. Когда мы только поступили, он узнал, что я офицер (Садовничий 23 года прослужил в армии во времена СССР. — «Газета.Ru»). Мы с ним поговорили хорошо, по-человечески.

— А где вы служили?

— Вся моя служба в армии — это дальняя авиация, дальние и стратегические бомбардировщики. Ту-16, Ту-95 — я летал на этих двух самолетах.

— Как вы думали, чем закончится ситуация с задержанием самолетов? Складывалось впечатление, что поначалу никто не ожидал — ни экипаж, ни компания-владелец, что может дойти до уголовного дела.

— На самом деле так и было. Через два дня после того, как нас задержали, сотрудники комитета национальной безопасности нам заявили, что к экипажу претензий нет, уголовное дело возбуждаться не будет. Сказали — сейчас поселим вас в гостиницу, встретимся с руководством вашей компании, и до свидания. Ну а потом все приняло совсем другой оборот.

— А когда вы поняли, что вас действительно могут посадить всерьез и надолго?

— Через два месяца все началось. Нас продержали в гостинице два месяца — забрали паспорта, поставили охрану. Мы смотрели телевизор, ходили только во внутренний дворик. Нас могли под охраной вывести в магазин по одному или вдвоем. Каждый день нам говорили: вы не арестованы, все нормально, вопрос решается, сегодня-завтра мы вас отпустим. Все так тянулось, а потом ситуация зашла в тупик (усмехается). Нас несколько не очень порядочным способом заманили. Сказали — командиры кораблей, давайте проедем в комитет, кое-какой вопрос надо решить. Мы приехали, а нам объявили, что мы задержаны. А на следующий день — арест и в СИЗО.

— Складывается впечатление, что в действиях прокуратуры и следствия все было не по закону. А вы как считаете?

— (Усмехается.) Ну вообще дела как такового не было, это была чистая подстава с целью забрать два самолета. А мы были как рычаг — через нас давили на хозяина, говорили: не отдашь самолеты — мы их посадим.

— Хозяин — это Сергей Полуянов?

— Да. Как он говорил, от него требовали, чтобы он продал за рубль или оформил дарственную на эти самолеты, и тогда нас отпустят. В конце концов ситуация зашла в тупик, он отказался. И тогда возбудили уголовное дело, и нас отправили в СИЗО. А потом человек из комитета национальной безопасности, который с нами общался, сам мне сказал открытым текстом: «Вопрос в самолетах, к вам претензий нет. Но ваш хозяин не хочет идти навстречу». Причем высказывали такие интересные мысли — какой он (владелец самолетов. — «Газета.Ru») непорядочный человек, что ему эти самолеты давно окупились, а он не хочет их теперь отдать за просто так. Говорили, что им даже известно, за сколько он их когда-то купил.

— А вы тоже в Таджикистане на этих самолетах работали?

— Мы на этих самолетах в Кабуле с 2008 года работали по перевозке продуктов питания Suprime Food. Экипажи менялись каждые полгода. В прошлом году проводились технические работы, я взлетал на Ан-72 из Кабула, и мне разрешали посадку на военном аэродроме Гиссар в Таджикистане. По правилам надо было садиться в международном аэропорту. Но тогда к компании, на которую мы работали, было особое доверие, и ее самолетам позволялось садиться на военном аэродроме. И мы там работали целую неделю, потом я уехал, а туда приезжала бригада из России и выполняла на этом самолете уже серьезные технические работы.

— Если раньше к компании было такое отношение, что же произошло с разрешением на пересечение границы? Почему оно стало недействительным?

— (Смеется.) На самом деле разрешение на пересечение государственной границы для самолетов гражданской авиации — это абсолютно формальная бумажка. Это не шенгенская виза. Тут никаких проверок нет. Просто авиакомпания присылает правильно заполненную заявку, и на ее основании стопроцентно выдается разрешение. Наша компания (компания-арендатор Aerospace Consortium. — «Газета.Ru») послала заявку в «Таджикаэронавигацию». Что с ней произошло — я так до сих пор и не понял. На суде выступал представитель «Таджикаэронавигации», он сообщил, что заявка была неправильно заполнена. Но следователи даже не поинтересовались, каких данных не хватало. Это же могла быть отговорка — все годы компания заполняла заявки правильно, а в этот случай ошиблись! Но при этом почему-то менеджер нашей компании выдал нам это разрешение, менеджер выдал нам его — два экземпляра — мне и Руденко. Как оказалось, оно было недействительным.

— А почему двигатель признали контрабандой?

— Ха-ха! С двигателем было вообще смешно, это был правовой беспредел. Двигатель находился внутри самолета и даже не пересек государственную границу Таджикистана. По законам пересечением границы считается момент, когда груз выгружается из самолета. А этот двигатель так и остался внутри. На суде выступали представители таможни, которые подтвердили, что нарушения тут нет. А нас еще обвинили в силовом прорыве таможенной границы. По их законам это означает применение физического воздействия на сотрудников таможни. А в уголовном деле вообще не зафиксирован факт прорыва границы. Кроме того, двигатель не может считаться коммерческим грузом, так как он принадлежит компании и его не планировалось выгружать в Таджикистане.

— А вы в курсе, что судья запретил вам управлять воздушными судами четыре года?

— Вы лучше меня осведомлены! Нам приговор зачитывали на таджикском языке, я его не очень даже понял. Понял только, что нас освободили. Наверное, потом приговор переведут на русский.

— Посольство объявило, что вы вернетесь в Москву 24 ноября. Вы думали, чем займетесь в России?

— Ха! Я пока хочу просто домой вернуться!

Арест Зеленского: из Рады раздалось заявление о главе УкраиныСША предложили РФ вернуться в G7: реакция Путина удивила СМИВ Раде сделали заявление об аресте Зеленского спецназомСлова Зеленского о смене гражданства повергли в ярость украинцевСМИ доложили: Трамп резко изменил отношение к ПутинуПереговоры окончились, и вот что заявил Рубио об РФВ Британии назвали точную дату окончания карьеры ЗеленскогоМакрон промахнулся: сам отдал России главную золотую жилуКем оказался убитый под Курском Леван Паркаия?Жест Путина в отношении Ксении Собчак был увиден всемиИз Минобороны пришли новые данные о прорыве ВСУВ РФ прошло испытание новое мощное оружиеСекретные специалисты ВС России меняют ход СВО«Худшие кошмары сбылись»: преемник Трампа послал сигнал Москве«Хотим знать»: у Маска возникло шокирующее подозрениеКем оказалась появившаяся во власти РФ Наталья Иванова?Минобороны РФ спешно сообщило о произошедшем на УкраинеТеперь официально: вот что Путин предложил ТрампуЯпония потребовал вернуть Курилы: ответ РФ лишил дара речиЛеван Паркаия ликвидирован под Курском
Новости и материалы
Зеленский ответил, сможет ли Китай помочь Украине
Путин назначил главу РФПИ спецпредставителем по экономическому сотрудничеству
Стали известны результаты масс-старта на ЧМ по биатлону
В Абхазии хотят упростить гражданам получение медпомощи в России
Зеленский заявил, что конфликт на Украине не завершить «на этой неделе»
Зеленский перечислил требуемые Украиной гарантии безопасности
Биатлонистка Домрачева оценила рекорд норвежца Бё на чемпионатах мира
Зеленский опасается мира «в пользу России»
Нетаньяху заявил о готовности Израиля возобновить боевые действия в Газе
США рассчитывают на возвращение американского бизнеса в Россию
Xiaomi готовится к выпуску первого в истории компании ИИ-ноутбука
Спецпосланник Трампа сообщил о «замечательной дискуссии» с Путиным
Спецпосланник президента США навал причины конфликта на Украине
В Британии заявили о страхе Запада из-за раскрытия правды об Украине
Зеленский отказался признавать наличие у Украины долгов перед США
Северную Корею уличили в использовании Chat GPT для научных работ
Зеленский хочет встретиться с Трампом раньше Путина
В Совете Федерации допустили, что Зеленский получил команду «тикать за границу»
Все новости