Во вторник в Тверском районном суде следствие ходатайствовало об аресте Дмитрия Путенихина, более известного под псевдонимом Матвей Крылов, который после оглашения приговора по делу о беспорядках на Манежной площади облил гособвинителя Алексея Смирнова водой. Сразу после инцидента он был задержан.
«У меня все нормально, кормят хорошо», — говорил Крылов сочувствующим, собравшимся в зале. Судебное разбирательство началось примерно в 15.30. Все заседание задержанный ходил из одного конца клетки в другой. Дело по инциденту с прокурором было возбуждено дело по ч. 2 ст. 296 УК (угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия).
Крылов, как выяснилось в суде, находится в статусе подозреваемого.
Бывший администратор передачи «Жди меня» телекомпании «Вид» Крылов признался судье Елене Сташиной, что ранее был судим по ч. 2 ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды). Как отмечается в ходатайстве следователя, им было совершено преступление «против основ конституционного строя и безопасности государства». Ранее он был осужден за тот же инцидент, что и Кирилл Унчук, недавно приговоренный к трем годам колонии за участие в беспорядках на Манежной площади. В 2008 году оба они участвовали в захвате приемной МИД России. Около 15 нацболов приковали себя наручниками к решеткам окна одного из кабинетов, вывесив наружу флаг. Они протестовали против выдачи Латвии лимоновца Владимира Абеля. За участие в захвате и Унчук, и Крылов получили год условно и еще два года испытательного срока.
Инцидент с «подмоченным» прокурором произошел 28 октября. Гособвинитель Алексей Смирнов после приговора по манежному делу вышел к телекамерам, чтобы ответить на ряд вопросов. В какой-то момент Крылов плеснул в него водой с криком «Не забудем, не простим». Однако формально уголовное дело было возбуждено 30 октября, как значится в ходатайстве следователя.
Согласно материалам дела, Крылов при инциденте кричал совсем другие слова — «Смерть прокурору!». При этом он якобы пытался скрыться, но был задержан полицией.
В связи с тем что Крылов был ранее судим, следствие полагает, что он «может продолжить заниматься преступной деятельностью». Также он, по мнению следователя, может угрожать свидетелям по делу и потерпевшим.
Более того, в ходатайстве значится, что Крылов является членом «экстремистской организации «Национал-большевистская партия» (организация запрещена в России).
Под конец оглашения ходатайства в зале суда погас свет. «Это Боженька, по-любому», — шутил подозреваемый. Через минуту сотрудники суда разобрались со светом, и судья продолжила процесс.
«Прошу обратить внимание, — сказал следователь. — У него отсутствует официальное место жительства на территории Российской Федерации». Прокурор ходатайство следователя поддержала, отметив «дерзкий характер» поступка Крылова.
Адвокат Светлана Сидоркина в ответ назвала задержание Крылова необоснованным.
«Выходит, что он совершал преступление в ОВД «Тверское», — сказала она, подчеркнув, что фактически ее подзащитный был задержан не 30 октября, а 28-го.
После этого Сидоркина заявила ряд ходатайств: о приобщении характеристик Крылова из Центра имени академика Сахарова и галереи «Жир», а также о вызове его гражданской жены Ирины Ахмадулиной и журналиста Олега Кашина, которые также могли бы охарактеризовать задержанного как личность. Следователь на это возразил: «В предмет рассмотрения заседания не входит допрос каких-либо свидетелей. Согласно материалам дела, он участвует не в общественной, а в антиобщественной деятельности». Судья в вызове свидетелей отказала и приобщила лишь характеристику Центра имени Сахарова, поскольку на второй не было печати.
Тогда Сидоркина ходатайствовала о просмотре видеоролика, который сделал журналист «Грани.Ru» во время инцидента. «Благодаря этому мы узнаем, что он был задержан 28 октября и не скрывался с места событий», — обосновала она.
По ее мнению, Крылов 96 часов находится в статусе задержанного, что нарушает его право на свободу, поскольку закон разрешает следственным органам задерживать не более чем на 48 часов.
«Вся страна знает о том, что фактически он был задержан 28 октября», — сказала она. По ее словам, изначально Крылова задержали по обвинению в административном нарушении, за которое ему грозило не более 15 суток ареста. 29 октября мировой суд возвратил в полицию материалы дела для устранения нарушений. «С момента возвращения материалов дела никаких процессуальных действий со стороны сотрудников полиции не производилось», — отметила адвокат.
«Это выводит всех на чистую воду», — прокомментировал Крылов ходатайство своего защитника. Прокурор и следователи возразили, а судья отказала: по административному правонарушению ведется отдельное производство. Отказано было адвокату и в истребовании материалов административного дела.
После этого Сидоркина заявила, что протокол задержания был составлен в ее отсутствие, несмотря на то что у следователя был номер ее телефона. Она сообщила, что Крылов после инцидента с прокурором был уволен. «Он имеет семью, была работа, — говорила Сидоркина. — После того как был осужден условно, он добросовестно являлся и регистрировался в ОВД. Достоверных доказательств, что он может скрыться, не представлено». Она отметила, что следствие также не предоставило доказательств членства Крылова в НБП (организация запрещена в России), и в заключение попросила избрать для него меру пресечения в виде подписки о невыезде.
Сам Крылов заявил, что в копии приговора 2009 года, которая имеется в материалах дела, сотрудники следственных органов уточнили место его прописки. Отсутствие штампа регистрации в паспорте он объяснил тем, что, когда менял документ, не успел его проставить, так как спешил в Москву (Крылов родом из Оренбургской области) к беременной жене.
«Факт облития водой Смирнова я не отрицаю, отрицаю, что выкрикивал лозунг «Смерть прокурору», — сказал подозреваемый. — Этому масса свидетельств: это видели представители СМИ, показали в видеосюжетах телеканалов. Там отчетливо слышно, что я сказал. Прошу квалифицировать мои действия как административное правонарушение».
Крылов отметил, что, согласно законам, гражданин России не может быть привлечен дважды за одно нарушение. Далее он перечислил свои достижения в литературе и сказал, что имеет малолетнего ребенка и занимается благотворительностью — является донором крови. Судья расспросила Крылова, у кого он проживает в Москве сейчас и где жил два года назад, — выяснилось, что по разным адресам. «Своей квартирой не обзавелся, потому что честный человек», — отметил он.
— Фамилия Сташиной известна громкими процессами, — произнес Крылов (судья значится в «списке Магнитского»).
— У судей такая работа, — отозвалась Сташина.
— Отпустите меня, и СМИ напишут о вас в хорошем тоне, — пообещал в заключение подозреваемый.
После перерыва судья Сташина постановила арестовать Крылова до 30 декабря 2011 года.
Доводы защиты он сочла несостоятельными. «Спасибо, ваша честь», — сказал заключенный под стражу. У выхода из суда десяток журналистов и активистов встретило оцепление ОМОНа и автобус. Сотрудники правоохранительных органов перекрыли проход к автозаку, куда поместили Крылова. После того как автомобиль отъехал, полицейские сели в автобус и уехали.
«Он не кричал «Смерть прокурору», и это подтвердит экспертиза, — уверена гражданская супруга Крылова. — Он картавит, а в этой фразе целых три буквы «р», тогда как на видеозаписях слышно, что человек выговаривает их четко».
Крылов выплеснул в прокурора воду 28 октября, после того как Тверским судом были осуждены члены «Другой России» Игорь Березюк, Руслан Хубаев, Кирилл Унчук, а также Александр Козевин и Леонид Панин по делу о беспорядках, которые произошли на Манежной площади 11 декабря 2010 года. Их признали виновными в призывах к беспорядкам и применении насилия к полицейским.