Во вторник Главное следственное управление (ГСУ) Следственного комитета (СК) объявило о завершении предварительного следствия по уголовному делу о смерти в 2009 году юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского в одном из столичных СИЗО. Единственными фигурантами возбужденного в 2011 году, после четырех экспертиз (первые три показали, что Магнитский умер от сердечной недостаточности и в этом никто не виноват), стали сотрудники ФСИН Дмитрий Кратов и Лариса Литвинова.
По данным следствия, Кратов, в 2009 году работавший замначальника столичного СИЗО «Бутырка», на протяжении нескольких месяцев отказывал Магнитскому в организации медобследования и операции, по сути лишив квалифицированной врачебной помощи. Литвинова, говорят в СК, как подчиненная Кратова, игнорировала все жалобы юриста на здоровье и также отказывала заключенному в медицинской помощи.
Как говорили ранее сотрудники СК, «причиной смерти Магнитского явилось сочетание двух заболеваний — вторичной дисметаболической кардиомиопатии на фоне сахарного диабета и хронического активного гепатита», а также безразличие врачей.
Действия Кратова следователи оценили как нарушение ч. 2 ст. 293 (халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека) УК, а Литвиновой — как нарушение ч. 2 ст. 109 (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей) УК. Сейчас обвинения предъявлены им в окончательной редакции, они начали знакомиться с материалами уголовного дела, после чего оно будет передано в суд. Дело двух сотрудников СИЗО выделено в отдельное производство, подчеркивают в СК, а следствие по основному еще продолжается. «Расследование по основному уголовному делу не завершено, и в случае выявления иных причастных к наступлению смерти Магнитского лиц они также будут привлечены к уголовной ответственности за совершение соответствующих преступлений», — говорят в ГСУ.
В каком направлении они работают теперь, сотрудники СК не говорят.
Ранее многочисленные правозащитные организации, коллеги Магнитского из Hermitage Capital, а также его родственники высказывали опасения, что следствие предпочтет ограничиться привлечением к уголовной ответственности врачей, а других должностных лиц трогать не станет.
В июле этого года члены президентского совета по правам человека представили Дмитрию Медведеву объемный доклад, в котором поименно перечислили всех, кто, по их мнению, должен стать фигурантом «дела Магнитского». В первую очередь назывались сотрудники МВД Олег Сильченко и Алексей Кузнецов. Заместитель начальника 6-го отдела 2-й оперативно-разыскной части (ОРЧ) управления по налоговым преступлениям ГУВД Москвы Кузнецов и следователь ГСУ ГУВД Павел Карпов в июне 2007 года проводили обыски в Hermitage Capital и юридической фирме Firestone Duncan, где изъяли финансовую и правоустанавливающую документацию. Позднее эти документы фигурировали в уголовном деле о хищениях, обвиняемым по которому проходил Виктор Маркелов, ранее судимый за убийство. В декабре 2007 года адвокаты Hermitage Capital, в том числе и сам Магнитский, заявили следователям, что обнаружили доказательства причастности к этим хищениям также Кузнецова и Карпова. Однако в итоге дело было возбуждено против самого Магнитского, а его расследованием занялись Кузнецов и Сильченко, впоследствии получившие повышение.