В среду стало известно о задержании следователя по особо важным делам Главного следственного управления ГУ МВД по Москве Нелли Дмитриевой, которая была включена американскими сенаторами в так называемый список Магнитского. Первым об этом сообщил известный блогер и борец с коррупцией Алексей Навальный.
«Занятная штука, даже в городе Чикаго решительно всем известно, что вчера (4 октября) в ГСУ ГУ МВД России по городу Москве в 16.00 арестована следователь по особо важным делам Дмитриева Нелли Исмаиловна», — написал он.
По его словам, в тот же день по адресу Новослободская, д. 45, (Главное следственное управление при ГУВД Москвы) сотрудники ФСБ проводили обыски в служебных кабинетах следователей. В среду эту информацию подтвердил Следственный комитет России (СКР).
Заместитель председателя СКР Василий Пискарев возбудил уголовное дело в отношении Дмитриевой по факту получения ею через посредника взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК).
По версии следствия, Дмитриева, расследуя уголовное дело о контрабанде, требовала от фигурантов этого дела взятку в размере $3 млн за освобождение их от уголовной ответственности. Для получения взятки Дмитриева привлекла своих знакомых. 23 августа посредниками от одного из фигурантов были получены в качестве взятки 50 тысяч евро, $1 тысяча, а также муляжи денежных средств, имитирующих евро и доллары США в сумме, эквивалентной почти 50 млн рублей. При передаче денежных средств взяткополучатели были задержаны оперативными сотрудниками ФСБ России, сообщили в СКР.
По словам источника «Интерфакса» в правоохранительных органах, Дмитриева занималась расследованием дела о томографах.
«Предприниматель, проходивший свидетелем по делу о поставках томографов для больниц Республики Карелия, обратился в ФСБ с заявлением о том, что от него требуют $5 млн за то, чтобы не привлекать его к уголовной ответственности», — сказал источник. По его словам, на предпринимателя вышел посредник, представившийся бывшим сотрудником МВД России. При передаче части требуемой суммы были задержаны водитель и два охранника посредника, но посредник успел скрыться.
Представитель фонда Hermitage Capital рассказал «Газете.Ru», что Дмитриева входила в следственную группу по делу Магнитского.
«Нелли Дмитриева указана первым номером в протоколе обыска в «Файерстоун Данкан» 4 июня 2007 года, — сказал представитель фонда. — В рамках указанного обыска, причиной которого послужило уголовное дело, возбужденное против ООО «Камея» (возбужденного по рапорту майора ГУВД Артема Кузнецова), Дмитриева вместе с коллегами в нарушение законодательства РФ конфисковала правоустанавливающие документы десятков компаний, не имевших никакого отношения к ООО «Камея», в частности трех дочерних компаний Hermitage Fund («Махаон», «Парфенион» и «Рилэнд»). Эти документы затем были использованы для незаконной перерегистрации компаний фонда на ранее судимого Виктора Маркелова и мошеннического возврата 5,4 млрд рублей налогов, ранее уплаченных этими компаниями». По его словам, позже, в 2009 году, после незаконного ареста Сергея Магнитского, Дмитриева вошла в группу следователя Олега Сильченко и приняла участие в репрессиях в отношении предпринимателя. «Сергей подавал ходатайства об отводе Дмитреевой в силу ее конфликта интересов, связанных с обысками и последовавшими хищениями компаний фонда Hermitage и уплаченных ими налогов из бюджета России, но все ходатайства были отклонены следователем Сильченко и его прямым руководством», — отметил собеседник.
Между тем источник «Интерфакса» в правоохранительных органах сообщил, что следователь Дмитриева участвовала всего в одном обыске по делу Магнитского, а в следственном департаменте МВД и вовсе отрицают ее участие в расследовании.
«Дмитриева была зачислена в состав следственной группы для оказания помощи при проведении обысков и выемок по адресам, где, как полагает следствие, находились документы, подтверждающие факт уклонения от уплаты налогов фондом Hermitage», — разъяснил собеседник «Интерфакса», который предпочел сохранить анонимность. «Нелли Дмитриева не принимала участия в расследовании данного уголовного дела и не имела к нему никакого отношения», — заявили, в свою очередь, в пресс-службе следственного департамента МВД России.
Юрист фонда Hermitage Capital Магнитский, обвинявшийся по ст. 199 УК (уклонение от уплаты налогов), умер в московском следственном изоляторе 16 ноября 2009 года. Его смерть вызвала большой общественный резонанс. 4 июля 2011 года СКР сообщил о завершении дополнительной медэкспертизы. В итоге были предъявлены обвинения лечащим врачам Магнитского: замначальника СИЗО «Бутырка» по лечебно-профилактической работе Дмитрию Кратову (ст. 293 УК РФ — «халатность») и врачу-лаборанту ФБУ ИЗ-77/2 (СИЗО «Бутырка») Ларисе Литвиновой (ст. 109 УК РФ — «причинение смерти по неосторожности»). В начале августа Генпрокуратура России возобновила расследование уголовного дела о неуплате налогов в отношении Магнитского. В июле госдепартамент США внес имена российских официальных лиц, имеющих, по его мнению, отношение к смерти Магнитского, в «черный список» на получение виз. Этот перечень получил название «списка Магнитского».