Вечером в четверг в столичном кафе «Хуторок», расположенном по адресу Ленинградский проспект, дом 37, корпус 3, были расстреляны бывший владелец немецкой судоверфи Wadan Yards Андрей Бурлаков и экс-заместитель председателя правления МИРА-банка Анна Эткина.
Как сообщили в пресс-службе ГУ МВД по Москве, жертвы получили ранения в области грудной клетки и живота.
По одним данным, Бурлакова и Эткину расстреляли из травматического оружия, по другим — из огнестрельного. Нападавший подошел к разговаривавшим за столиком в кафе Бурлакову и Эткиной, несколько раз выстрелил в них, после чего скрылся с места происшествия, передает «Интерфакс». Сейчас в «Хуторке» работает оперативно-следственная группа. Полиция разыскивает предполагаемого преступника — мужчину среднего роста славянской внешности, который носит черную бороду.
Около 20.00 представитель пресс-службы ГУ МВД России по Москве сообщил, что Бурлаков скончался в Боткинской больнице, передает РИА «Новости».
По словам источника в медицинских кругах города, причиной смерти мужчины могла стать остановка сердца. За жизнь Эткиной борются хирурги 36-й городской больницы.
Предварительные версии преступления, озвученные следствием: бытовая (об этом, как говорят источники в правоохранительных органах, может свидетельствовать использование «травматики») и возможный конфликт Бурлакова с бывшими партнерами по бизнесу.
Известно, что против Бурлакова и Эткиной в июле 2009 года было возбуждено уголовное дело по обвинению в мошенничестве (ст. 159 УК РФ), в декабре 2009 года они были задержаны и помещены в СИЗО. Согласно данным следствия, Бурлаков, будучи членом совета директоров ОАО «Финансовая лизинговая компания» (ФЛК), организовал преступную группу, в которую в том числе вошли его коммерческий партнер Евгений Зарицкий, раньше занимавший пост гендиректора ФЛК, и зампред правления МИРА-банка Анна Эткина. Вместе они разработали план хищения средств ФЛК.
В период с февраля по август 2008 года, по данным следствия, они изготовили «неисполнимые договоры внутреннего займа» на сумму 1,8 млрд рублей.
Эти средства были переведены со счетов ФЛК в МИРА-банке на счета ООО ИК «Юг» и Инвестиционной лизинговой компании, подконтрольных Бурлакову. На эти деньги в том же году Бурлаков, утверждают следователи, приобрел в Германии судоверфи Wadan Yards. Председателем совета директоров стал Бурлаков, а Зарицкий — совладельцем.
Купив верфи, Зарицкий и Бурлаков заверили российские и немецкие власти, что возродят на предприятии гражданское судостроение, сохранят половину из 2,5 тыс. рабочих мест и обеспечат массу выгодных заказов. Серьезность своих намерений топ-менеджеры подконтрольной российским властям ФЛК доказали сразу же: от «Норильского никеля» Wardan Yards получило заказ на постройку четырех контейнеровозов ледового класса. Но в скором времени на верфях начались финансовые трудности. Эти проблемы даже стали предметом обсуждения на очередной встрече канцлера Германии Ангелы Меркель и премьер-министра России Владимира Путина. После ходатайства Wadan Yards на верфях была введена процедура защиты от кредиторов, а 1 августа 2009 года административный суд города Шверин начал их банкротство. В итоге швейцарская Nordic Yards, подконтрольная экс-главе московского офиса Nord Stream (оператор строительства российско-германского газопровода) Виталию Юсуфову, приобрела верфи за 40 млн евро у временного управляющего, назначенного правительством Германии.
Бурлаков был освобожден из СИЗО «Матросская Тишина» под залог в 50 млн рублей в июле 2010 года. Уже тогда обвиняемый страдал многими заболеваниями, в том числе ишемической болезнью сердца. «Именно сердечные болезни послужили основанием к тому, что его освободили под залог. Когда он находился в изоляторе, ему становилось все хуже и хуже», — сказал адвокат Бурлакова Александр Забейда. Родственники никак не могли собрать деньги, несколько раз оспаривали сумму залога и в итоге взяли кредит в банке. Чуть раньше, в мае 2010 года, под залог в 5 млн рублей была освобождена Эткина. Источник «Газеты.Ru», близкий к следствию, рассказал, что Эткина была выпущена под залог, потому что была беременна от Бурлакова.
«Бурлаков был достаточно серьезным бизнесменом, и я полагаю, что, безусловно, враги у него были,
— заявил «Газете.Ru» Забейда. — Говорить сейчас о версиях достаточно сложно, потому что все произошло неожиданно и странно. Я думал, у нас 90-е давно ушли и бизнесменов в ресторанах уже не убивают».
Изначально на хищения, в которых обвинили Бурлакова, следствие обратило внимание после заявления председателя совета директоров Национальной резервной корпорации и акционера ФЛК Александра Лебедева: он сообщил о приобретении через ФЛК непрофильных активов за рубежом. «В материалах дела фигурирует письмо Лебедева, — подтвердил «Газете.Ru» Забейда. — Но официально поводом для возбуждения уголовного дела было заявление генерального директора ФЛК Наиля Малютина, и формально потерпевшим был признан именно он». Получить комментарии у Лебедева и Малютина вечером в четверг не удалось.
ОАО «Финансовая лизинговая компания» было основано в 1997 году. Предприятие работало как государственная лизинговая компания, цель которой — активизация продаж российских самолетов. В 2008 году контроль над компанией передали Объединенной авиастроительной корпорации. После этого в ФЛК начались служебные проверки. В 2009 году бизнес ФЛК проверила и Счетная палата. По данным аудиторов, в 2008 году компания вкладывала деньги в активы с высоким риском невозврата средств, участвовала в посреднических сделках и скупала недвижимость. На эти сделки пришлось больше средств, чем на профильный бизнес — лизинг самолетов и финансирование их строительства (проект Ту-214) на Казанском авиационном производственном объединении имени Горбунова.
Счетная палата акцентировала внимание на покупке ФЛК судостроительного завода «Авангард». На этой сделке посредники заработали 580,2 млн рублей. Также ФЛК заключала контракты на покупку самолетов с предоплатой, но техника не поставлялась, брала кредиты под 35% и т. п. В 2009 году ФЛК не смогла погасить выпущенные в 2007 году еврооблигации на $250 млн. Общий долг обанкроченной фирмы составил около 9 млрд рублей.