В российской Системе контроля космического пространства (СККП) появятся четыре новые станции: две будут построены уже к 2016 году на Дальнем Востоке и в Подмосковье; еще две — на Урале и в Сибири к 2020 году. Об этом сообщил начальник Главного центра контроля космического пространства Космических войск полковник Анатолий Нестечук.
<1>
Как пояснил офицер, в околоземном космическом пространстве сейчас находится около 100 тыс. объектов. Это и работающие спутники, но в основном так называемый космический мусор: исчерпавшие ресурс космические аппараты, обломки столкнувшихся спутников, разгонные блоки, ступени ракет-носителей, а иногда даже утерянные вещи с Международной космической станции (в 2008 году американка Хайдемари Стефанишин-Пайпер, работая в открытом космосе, упустила сумку с инструментами, и только более чем через год сумка ушла с орбиты, сгорев в плотных слоях атмосферы) — в общем, все то, что попало на орбиту в процессе космической деятельности человека, но не поддается управлению. Космический мусор представляет серьезную угрозу для работающих спутников и МКС. Поэтому специалисты ведут постоянный мониторинг ситуации на орбите, выдавая владельцам космических аппаратов предупреждения в случае опасного сближения.
В ближайшие дни, например, на землю упадут фрагменты неуправляемого американского спутника UARS.
Аппарат для исследования верхних слоев атмосферы был запущен еще 1991 году. Почти семитонный спутник вывели на орбиту астронавты NASA с борта шаттла Discovery. Он успешно отработал более 14 лет, однако NASA приостановило научную программу UARS, и со временем контроль над спутником был утерян. Фактически он стал мусором. Сейчас за неуправляемым спутником пристально следят не только американцы, но и российский Главный центр контроля космического пространства. По предварительным данным, UARS упадет в Индийский океан в ночь на 24 сентября.
Системы контроля космического пространства есть только у США и России. Но широкой аудитории более известен как раз каталог космических объектов Командования воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD, North American Aerospace Defense Command). Он в отличие от российского Главного каталога космических объектов является открытым. Информацию из каталога NORAD можно получить, обладая минимальной технической подготовкой и доступом в интернет. Допуск секретности NORAD не требует. Поэтому нередко данные о российских спутниках независимым экспертам приходится черпать из американского каталога.
Так, например, произошло после аварии с запуском спутника «Экспресс-АМ4» в августе этого года. Считается, что первыми разгонный блок «Бриз-М» и сам космический аппарат первым нашел именно NORAD и лишь через пять дней — российские специалисты. Но, как утверждает Нестечук, Главный центр контроля космического пространства Космических войск обнаружил «результаты» нештатного пуска в первые же сутки. И тогда же их распознал и каталогизировал. Просто эта информация не ушла вовне.
Военных пока устраивает их закрытость. В сравнении с американцами российская система проигрывает в другом, говорят они. В каталоге NORAD зафиксировано 15 тыс. объектов, в российском главном каталоге — только 12 тысяч. Американцы могут обнаруживать объекты размером в 15 см, российские военные — размером не менее 20 см. Дважды в год специалисты обмениваются данными по каталогу, сверяя списки и уточняя информацию; здесь секретов у них нет. Позволяет работать над куда большим числом объектов и вычислительная техника, которая в последние годы полностью модернизирована. В частности, она дает возможности для расширения каталога до 30 тыс. объектов.
Но количество российских станций, непосредственно контролирующих космическое пространство, — радиотехнических, лазерно-оптических и оптико-электронных — уступает американской системе.
Впрочем, к 2020 году с появлением новых станций российские военные намерены установить постоянный контроль над околоземным пространством по «всем высотам и всем наклонениям». «Видеть объекты 10 см и менее — это большая проблема как для нас, так и для американцев, — пояснил Нестечук «Газете.Ru». — Что касается нашей стороны, то в рамках развития СККП до 2020 года предусмотрена модернизация существующих и строительство новых специализированных средств контроля космического пространства, которые позволят работать в рамках в том числе малоразмерного космического мусора. Модернизированные и вновь строящиеся станции позволят определять объекты размером уже 10 см, что значительно повысит наши возможности по ведению Главного каталога космических объектов».