В понедельник гарнизонный военный суд Спасск-Дальнего вынес приговор по делу о собачьих консервах, которыми под видом тушенки кормили солдат местной воинской части. Уголовное дело по факту нарушения ч. 1 ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями) и ч. 1 ст. 293 (халатность) Уголовного кодекса было возбуждено в мае, когда об этом в своем видеообращении рассказал майор внутренних войск (ВВ) МВД Игорь Матвеев. Вслед за видеороликом последовал громкий скандал: в воинскую часть поехали проверяющие, а на самого Матвеева завели уголовное дело.
В следственных органах тогда подчеркивали, что инкриминировали майору ст. 286 (превышение должностных полномочий) Уголовного кодекса вне связи с его видеообращением. По данным следствия, в феврале этого года он, напившись, обругал и избил двух своих подчиненных, а к маю собралось достаточно доказательств, чтобы предъявить Матвееву официальное обвинение. Сам майор в многочисленных интервью доказывал, что поплатился именно за видеоролик о собачьих консервах.
Изложенная в обращении Матвеева информация в итоге подтвердилась, а следствию удалось найти виноватого в том, что служащие ВВ МВД питались собачьим кормом.
Им оказался прапорщик, начальник склада продовольствия, вещевого и квартирного имущества войсковой части № 3411 Вячеслав Герцог.
Как говорится в сообщении военного следственного управления (ВСУ) Следственного комитета (СК), поступившем в редакцию «Газеты.Ru», в феврале 2011 года Герцог, «узнав о запланированной на ближайшее время проверке возглавляемого им склада, самостоятельно выявил недостачу говяжьих консервов». Чтобы скрыть этот факт, прапорщик приказал подчиненным срочно наклеить на банки собачьих консервов «Белка и Стрелка» этикетки «Говядина отварная в собственном соку». «Замаскированные банки уложили поверх консервов с кормом для животных, а сами ящики перенесли на стеллажи, предназначенные для хранения консервов с говядиной», — говорится в сообщении ВСУ СК. Именно эти стеллажи с консервами и демонстрировал Матвеев в своем видеоролике.
Как подсчитали следователи, помимо недостачи почти 11 тысяч банок говяжьих консервов на сумму около 850 тысяч рублей комиссия выяснила, что недостает и других продуктов общей стоимостью 1,031 млн рублей.
Сам Герцог на допросах свою вину полностью признал и добровольно возместил часть украденного на сумму 919 тысяч рублей. На предварительных слушаниях в суде Спасск-Дальнего прапорщик попросил, чтобы его уголовное дело было рассмотрено в особом порядке – без исследования доказательств. С учетом этих смягчающих обстоятельств суд приговорил Герцога к штрафу в размере 90 тысяч рублей и обязал его выплатить компенсацию воинской части — 112 тысяч рублей.
Махинации Герцога с консервами не единственное нарушение, которое вскрыл майор Матвеев. Помимо «переодевания» банок он рассказывал о нелегальных мигрантах, ведущих в воинской части ремонт (проверка это подтвердила, начальству части объявлен выговор), а в июле добился реанимации уголовного дела о самоубийстве солдата в 2009 году. Когда рядовой Дмитрий Косенко выбросился из окна, прокуратура сочла это обычным случаем сведения счетов с жизнью морально неустойчивого призывника, но, как следовало из материалов, которые Матвеев в этом году принес следователям, ситуация могла быть иной. Согласно показаниям майора, до самоубийства Косенко могло довести его же начальство, а именно подполковник Федор Маков. Косенко дважды сбегал из военной части, и оба раза его возвращали родители. На второй раз они привели его к Макову, который, оставшись с рядовым наедине, провел с ним жесткую беседу. После этого, утверждал Матвеев, подполковник вывел всю роту на плац и несколько часов «гонял по нему в полной экипировке». «И при этом Маков говорил: «Посмотрите на Косенко, вы здесь из-за этого подлеца», — вспоминал Матвеев. На следующий после многочасовых унижений день, говорил он, Косенко и выбросился из окна.
Впрочем, если на Макова в итоге и будет заведено уголовное дело, то за его ходом Матвееву будет следить уже не так просто, как за делом прапорщика Герцога.
Как сообщала «Газета.Ru», на минувшей неделе суд признал майора виновным в избиении сослуживцев и приговорил к четырем годам колонии общего режима с лишением воинского звания. Матвеев собирается в ближайшее время обжаловать приговор.