Федеральный суд Южного округа Нью-Йорка огласил приговор российскому летчику Константину Ярошенко, которого 28 апреля присяжные признали виновным в контрабанде кокаина. Как сообщает ИТАР-ТАСС, председательствующий на процессе судья Джедд Рэйкофф приговорил летчика к 20 годам лишения свободы. Ранее гособвинитель требовал назначить россиянину наказание в виде 30 лет заключения, а адвокаты Ярошенко просили о 10 годах.
По итогам судебного заседания адвокат летчика Стив Зиссу заявил, что с приговором не согласен и обязательно обжалует его. Супруга Ярошенко Виктория, правда, сказала журналистам, что не видит в этом особого смысла: «Вряд ли апелляция поможет».
Приговор американского суда вызвал недовольство и у российских дипломатов. МИД РФ с самого начала процесса по делу Ярошенко выражал свое несогласие с предъявленными ему обвинениями, а теперь вице-консул России в Нью-Йорке Александр Отчайнов заявил, что российская сторона возмущена столь жестким приговором. «С учетом всех обстоятельств обвинения Константина Ярошенко, а также с учетом неоднократных обращений России к американской стороне мы не ожидали столь жесткого приговора», — сказал Отчайнов. Он также напомнил, что и само расследование уголовного дела против летчика велось довольно неоднозначно.
Ярошенко, напомним, был задержан в мае 2010 года в Либерии агентами американского управления по борьбе с наркотиками (DEA), а затем тайно доставлен в США. Согласно версии следствия, Ярошенко вместе с африканцами Чигбо Питером Уме (в апреле приговорен к 30 годам лишения свободы), Натаниэлем Френчем и Кудуфиа Мавуко (оба были оправданы присяжными) разработал план по переправке крупной партии кокаина в США через Африку и Латинскую Америку. Главным организатором этой схемы следователи считают Уме.
На след группировки сотрудники DEA вышли через руководителя агентства нацбезопасности Либерии, который давно сотрудничает с американскими спецслужбами. Уме предложил ему, а также нескольким либерийским чиновникам посодействовать в контрабанде наркотиков, но силовик предпочел связаться с DEA, после чего все переговоры велись уже под контролем американских агентов.
Впрочем, как признавали уже в ходе суда и сами прокуроры, везти наркотики в США обвиняемым все-таки предложили сами сотрудники спецслужб. Это и дало Ярошенко, а также его защите повод говорить о «намеренной провокации». Так или иначе, в ходе переговоров африканцы сказали, что им нужен самолет, после чего сотрудники DEA вышли на Ярошенко. Якобы под предлогом покупки самолета Ан-12 подставной агент Патрик Маккейн в Киеве начал вести переговоры с Ярошенко. Прокуроры утверждают, что скоро агенты договорились с пилотом о перевозе запрещенного груза. О том, что Ярошенко был согласен перевезти наркотики, свидетельствуют, по словам прокурора, несколько аудио- и видеозаписей, сделанных на встречах российского летчика с Маккейном, в том числе в Киеве в марте 2010 года.
Джексон отметил в своем выступлении, что американские спецслужбы вели «подставную операцию, чтобы судить опасных преступников в США» (по американским законам преступление на территории другой страны может рассматривать суд США, только если существовала прямая угроза Штатам).
В итоге Ярошенко в июле прошлого года был задержан в столице Либерии Монровии, куда, по данным DEA, прибыл, чтобы окончательно согласовать план операции по контрабанде кокаина в Америку. И хотя в ходе судебных слушаний адвокаты россиянина не раз говорили, что роль летчика в сговоре была второстепенной, судья эти доводы отверг. Не нашел председательствующий Рэйкофф и подтверждения заявлениям Ярошенко и российского МИДа о пытках, которым россиянин подвергался по пути из Либерии в США.
Сам Ярошенко своей вины так и не признал. В заключительном слове перед оглашением приговора он заявил: «Я очень сожалею, что меня втянули в эту ситуацию, что я позволил это. Я не знал, что американский суд распространяется на другие страны. Если бы я знал, что так получится, я даже не стал бы играть в игры, в которые меня втянули».