Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Оказались там случайно»

Начался процесс по делу о беспорядках на Манежной площади

В Москве начался процесс по делу о беспорядках на Манежной площади 11 декабря 2010 года. На скамье подсудимых пять человек, в том числе трое активистов «Другой России». В суде они частично признали свою вину, но заявили, что не призывали к беспорядкам. У пострадавших омоновцев к подсудимым претензий нет.

В среду в Тверском суде Москвы прошло первое рассмотрение по существу дела о массовых беспорядках на Манежной площади 11 декабря 2010 года. У входа в здание суда образовалась большая очередь желающих попасть на процесс. В какой-то момент охрана перестала пропускать людей в связи с тем, что были доставлены подсудимые и их необходимо было завести в отдельное помещение. Недоумевающие посетители возмущались задержкой. «Я адвокат!» — кричал кто-то внизу лестницы. «Да хоть папа римский, — ругался в ответ судебный пристав. — Никого не пропустим».

На процесс помимо журналистов и нацболов — друзей подсудимых — явилась активистка Евгения Чирикова с несколькими представителями движения «В защиту Химкинского леса». В зал судебного заседания попали не все.

Дело о беспорядках рассматривает коллегия из трех судей — Александры Ковалевской, Игоря Алисова и Алексея Криворучко. (Последний известен тем, что рассматривал ходатайства о продлении ареста юристу Сергею Магнитскому, который скончался в СИЗО. Криворучко входит в составленный сенатором Кардиным список участников дела Магнитского, которым запрещен въезд в США).

На скамье подсудимых активисты движения «Другая Россия» Игорь Березюк, Кирилл Унчук и Руслан Хубаев, а также Леонид Панин и Александр Козевин.

23-летний уроженец Белоруссии Березюк обвиняется по пяти статьям УК: ч. 3 ст. 212 (призывы к массовым беспорядкам), ч. 2 ст. 213 (хулиганство), ч. 1 ст. 282 (возбуждение ненависти или вражды), ч. 2 ст. 318 (применение насилия в отношении представителя власти), ч. 4 ст. 150 (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления). По данным следствия, Березюк поручил 16-летнему Илье Кубракову отправиться на Манежную площадь и выкрикивать там националистические лозунги. Дело в отношении Кубракова выделено в отдельное производство. Он обвиняется в организации погромов на Манежной площади, а также в убийстве уроженца Киргизии Алишера Шамшиева, совершенном 12 декабря прошлого года на Судостроительной улице.

34-летний Хубаев из Мурманска, 22-летний уроженец Татарстана Унчук, 31-летний москвич Панин и 28-летний уроженец Чистополя Козевин обвиняются по ч. 3 ст. 212 (призывы к массовым беспорядкам), ч. 2 ст. 213 (хулиганство) и ч. 2 ст. 318 УК (применение насилия в отношении представителя власти).

Увидев в зале суда своих друзей, подсудимые не скрывали радости, махали руками, перебрасывались шутками. «Скоро на Кубу полетим», — весело говорил Унчук. Хубаев, как самый старший, обратился к собравшимся перед телекамерами.

«Это политический процесс, — заявил Хубаев. — Было столкновение с ОМОНом в рамках проявленного к нам насилия. Мы считаем, что это ОМОН должен сидеть на скамье подсудимых».

Пятеро омоновцев, признанных потерпевшими, предпочли устроиться в первом ряду на скамьях для зрителей.

Объявив процесс открытым, судьи приступили к изучению биографий обвиняемых.

Оказалось, что все они судимы.

Березюк отметил, что на территории России он не привлекался к уголовной ответственности. «В Белоруссии у него была судимость за мелкие шалости», — сказал позже корреспонденту «Газеты.Ru» его адвокат Дмитрий Аграновский. Хубаев был осужден за распространение наркотиков (ч. 2 ст. 228 УК). По словам Аграновского, он отсидел 4,5 года за подброшенный сотрудниками правоохранительных органов героин. Унчук был судим в Москве по ч. 2 ст. 282 УК (разжигание ненависти и вражды). «Эта судимость была только за членство в НБП (организация запрещена в России), — отметил адвокат. В 2008 году в приемной Министерства иностранных дел около 15 нацболов закрылись в одном из кабинетов. Затем они открыли окна, приковали себя наручниками к решеткам на них и развесили свои флаги. Акция была посвящена судебному процессу над лимоновцем Владимиром Абелем в Латвии, куда он был депортирован из России. Среди протестующих значился и Унчук. Панин привлекался по ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью) и ст. 116 УК (побои). Козевин ранее был судим за совершение грабежа и хулиганство (ст. 161 и 213 УК). «Он взял у гражданской жены мобильный телефон, а ее подруга написала заявление. Позже он телефон отдал, и судья назначил ему условный срок», — пояснил корреспонденту «Газеты.Ru» его адвокат Александр Никитин.

Подсудимый Хубаев начал выступление в процессе с того, что заявил отвод судье Алисову.

По его словам, Алисов отказал его адвокату Евгению Архипову в ознакомлении с фото- и видеоматериалами дела. «Он также отказался выдать разрешение на свидание с сыном и гражданской женой», — отметил Хубаев. Это действие подсудимый расценивает как вмешательство в его личную жизнь. Он также отметил, что судья Алисов в ходе предварительных слушаний нарушил процессуальные сроки заявленных ходатайств, а также с нарушением огласил постановление суда от 25 августа. «У меня проблемы со слухом, постановление было непонятным, а он ответил, что я узнаю его от своего адвоката, — пояснил подсудимый. — Более того, оно было зачитано в отсутствие Аграновского, также судьей отказано в вызове ключевых свидетелей».

— Это все? Отводы еще будут? — поинтересовалась судья Ковалевская.

— Вы их оптом будете рассматривать? — ответил Хубаев, после чего заявил отвод и оставшимся двум судьям.

Ковалевская его не устроила тем, что в прошлом году осудила участника «Стратегии-31» за аналогичное преступление, а Криворучко — тем, что фигурирует в знаменитом «списке Магнитского».

Подсудимый Унчук отвод поддержал, остальные оставили его на усмотрение суда. Прокурор Алексей Смирнов назвал отвод необоснованным.

Вернувшись из совещательной комнаты, судьи отказали в отводе, также отметив, что он не обоснован, после чего адвокат Архипов завил отвод гособвинителю.

«Ваши действия направлены на затягивание процесса», — возмутилась судья Ковалевская, отметив, что отвод можно было озвучить и раньше. Отказав и в отводе прокурору, и в ходатайстве о переносе слушаний (об этом просил адвокат Архипов), тройка судей дала слово гособвинителю — он приступил к оглашению фабулы дела.

Согласно обвинительному заключению, Березюк 11 декабря 2010 года запланировал спровоцировать массовые беспорядки и выкрикивал в мегафон националистические лозунги («Россия для русских», «Москва для москвичей»). На Манежной площади он дрался «с нерусскими гражданами» и милиционерами. Все подсудимые кидали в сотрудников милиции бутылки, металлические ограждения, украшения с новогодней елки. При этом Хубаев кричал: «Русские, вперед!» Омоновца, который пытался задержать Хубаева, Панин ударил в живот и по голове, а сам Хубаев в этот момент пытался отнять у него резиновую дубинку. Козевин ругался матом и призывал: «Бей ментов!» Он угрожал бойцам ОМОНа и бросил в них куском металлического ограждения, но снаряд до них не долетел.

«Я признаю, что совершил неопасное насилие, а остальное — нет», — заявил Березюк, когда судьи дали ему слово.

Унчук на вопрос о виновности ответил, что вообще не понял из речи прокурора, какие именно действия и призывы ему вменяются. Его адвокат Алексей Орлов отметил, что обвинитель действительно ничего не сказал по поводу его подзащитного. Из материалов дела следует, пояснил адвокат, что Унчук помог Березюку скрыться, кинул в омоновцев металлическое ограждение и «бросил пластиковый шар ударом ноги».

«Из этого невнятного бормотания я половину не понял», — присоединился к нему Хубаев. За это он получил замечание судьи, после чего ответил, что не признает свою вину в полном объеме. «У меня просьба ко всем участникам процесса говорить внятно, с чувством, толком, расстановкой», — вставил он.

Панин признал совершение насилия, но отрицал призывы к беспорядкам. «А оказался я там случайно», — сказал он.

Козевин признал вину полностью: «Я сожалею, что это произошло».

Адвокат Березюка Аграновский отметил, что процесс носит политический характер, так как в числе доказательств к материалам дела приобщены сведения об участии подсудимых в митингах «Стратегии-31» и доклад Немцова о коррупции в России.

Далее суд приступил к допросу потерпевших. Первым к трибуне вышел боец ОМОНа Виталий Афанасьев. По его словам, с 9.00 11 декабря 2010 года он сопровождал шествие футбольных фанатов к месту убийства Егора Свиридова на Кронштадтском бульваре. Около 15.00 милиционер уже был на Манежной площади, где начались беспорядки.

— Что они кричали? – спросил прокурор.

— В основном нецензурную брань, повторить?

— Какой ущерб вы потерпели? – не поняли адвокаты.

— Лично я потерпел моральный ущерб.

Предъявлять исковые претензии к подсудимым потерпевший не стал.

«Козевин – просто непутевый парень, неудачно попавший в эту ситуацию, — рассказывал в перерыве корреспонденту «Газеты.Ru» его защитник Александр Никитин. – На мой взгляд, представители правоохранительных органов просто взяли списки задержанных, отсекли несовершеннолетних, которых нельзя привлечь, а их было большинство, потом выбрали тех, кто имеет судимость и принадлежность к оппозиции».

После перерыва суд приступил к допросу командира взвода ОМОНа Мурада Громова. Из подсудимых на Манежной площади он видел только Хубаева, который разговаривал с пресс-секретарем столичного ГУВД Виктором Бирюковым. «У вас не очень добрый взгляд был», — сказал он подсудимому. Претензий к обвиняемым он тоже предъявлять не стал. Следом выступил боец ОМОНа Александр Ларьский. Именно он получил удары ногой в живот и голову от Панина и пытался задержать Хубаева. Предъявлять иск он также отказался.

«Я не имею претензий ко всем ребятам: ну, это наша работа», — развел он руками.

Во время допросов Хубаев внимательно слушал потерпевших и задавал им множество уточняющих вопросов. За свою интонацию и настойчивость он вновь получил замечание. «Меня группа следователей учила проводить допросы», — отвечал он судье Ковалевской. Унчук и Березюк в это время общались, хихикали и шумели.

Панин в конце заседания решил извиниться перед омоновцем Ларьским: «Мне жаль, что так получилось. Я не целился намеренно, только в жилет». «Да у меня к тебе никаких претензий», — добродушно отозвался потерпевший.

Следующее заседание состоится 15 сентября.

Новости и материалы
В России планируют запустить жилищные вклады
В Курской области снова объявили опасность атаки беспилотников
В Белгородской области объявлена опасность атаки беспилотников
Вероятность нанесения ракетных ударов сохраняется в Новороссийске
Британский аналитик назвал условие для окончания сражения за Донбасс
В Москве заявили о блокировании ЕС счетов Россотрудничества и культурных центров РФ
Новичка минского «Динамо» сравнили с одним из лучших российских вратарей НХЛ
Назван лауреат Международной Букеровской премии
Белоус считает, что «Зенит» может простимулировать «Краснодар» победить «Динамо»
Госсекретарь США заявил, что иранскому народу стало лучше от гибели Раиси
Представительство РФ заявило, что ЕС рано или поздно придется вернуть украденные активы
В одном из регионов Украины произошли взрывы
США перебросили в Британию стратегические бомбардировщики B-52
Зеленский назвал причину нежелания приглашать Россию на саммит мира
Вашингтон считают, что Москва запустила в космос противоспутниковый аппарат
Стало известно, какую должность Акинфеев может занять в ЦСКА
Бывший сотрудник СБУ рассказал о вербовке россиян для диверсий
Юрзинов рассказал, когда ЧМ по хоккею станет интересным
Все новости