В пятницу Следственный комитет России (СКР) сообщил, что фигуранту уголовного дела об убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской Дмитрию Павлюченкову предъявлено обвинение.
Бывший подполковник милиции обвиняется по п. п. «б, ж, з» ч. 2 чт. 105 УК (убийство лица в связи с осуществлением им служебной деятельности организованной группой по найму).
Вместе с тем в сообщении на сайте СКР отмечено, что уточнена роль обвиняемого в подготовке и совершении преступления.
При задержании Павлюченков подозревался в организации убийства, теперь же он выступает только как участник преступления. В качестве организатора теперь фигурирует предприниматель Лом-Али Гайтукаев.
В 2008 году Гайтукаев получил 15 лет лишения свободы за организацию покушения на председателя правления ООО «Славутич-Регистратор» Геннадия Корбана. По версии следствия, в июле 2006 года он получил от неустановленного лица заказ на убийство за денежное вознаграждение обозревателя «Новой газеты» Политковской. Для этих целей Гайтукаев создал преступную группу, в которую вошли Павлюченков, племянники Гайтукаева Махмудовы и освободившийся из мест лишения свободы в сентябре 2006 года бывший сотрудник ЦРУБОП ГУВД Москвы Сергей Хаджикурбанов.
Павлюченков, занимавший в то время должность начальника отделения четвертого отдела оперативно-поискового управления ГУВД Москвы, поручил своим подчиненным наблюдение за журналисткой с целью выяснить маршруты и время ее ежедневных передвижений по городу, утверждают следователи. Полученная Павлюченковым информация и орудие убийства были переданы непосредственному исполнителю Рустаму Махмудову и его пособникам, которые за несколько суток до преступления обеспечивали слежку за передвижениями Политковской.
«Виновность устанавливает суд, но, с другой стороны, объективными показаниями разных свидетелей вина Павлюченкова подтверждается полностью, — сказал «Газете.Ru» шеф-редактор «Новой газеты» Сергей Соколов. — Показания против него есть, и серьезные. В этой ситуации Павлюченкову не оставалось ничего другого, как пойти на сделку со следствием».
Соколов полагает, что фигура Лом-Али Гайтукаева появилась из показаний Павлюченкова. «Эта фамилия возникала еще на предварительном следствии и в ходе судебного процесса, в том числе и в выступлении государственного обвинения, — рассказал он. — «Новая газета» изначально писала о его роли в этом преступлении». Однако, по мнению шеф-редактора газеты, слова Павлюченкова необходимо еще проверить: ему сейчас терять нечего, и он поставлен в такую ситуацию, что с удовольствием может подписаться под любыми показаниями.
«Брал ли Гайтукаев заказ или это сделал Павлюченков, надо проверить, потому что ему делать нечего — необходимо валить всех и обелять себя, — считает Соколов. — Но то, что Гайтукаев имеет к этому непосредственное отношение, у нас сомнения нет. Раньше ему нечего было предъявить, потому что ни его родственники, ни другие проходящие по делу показания против него не давали. Очевидно, сейчас они появились».
Адвокат Джабраила Махмудова Мурад Мусаев также утверждает, что никаких сведений, что Гайтукаев был организатором убийства, до сих пор в материалах дела не было. Но и показаниям Павлюченкова, по его мнению, также доверять не стоит.
«Я знаю Павлюченкова по прошлому процессу и знаю, что этот человек будет лгать так, как угодно следствию, лишь бы спасти свою шкуру, — сказал он «Газете.Ru». — Я практически не сомневаюсь в том, что он причастен к убийству Политковской, но не верю ни одному его слову. Каждое его слово надо десять раз перепроверить».
Анна Политковская была убита около 16.00 7 октября 2006 года в Москве. Припарковав машину возле дома на улице Лесной, она вошла в лифт, чтобы подняться в свою квартиру. В это время киллер выстрелил в журналистку пять раз, после чего вышел из подъезда и скрылся с соучастниками убийства, сев в ожидавший его автомобиль ВАЗ-21043 у метро «Новослободская».
Фигурантами дела об убийстве стали бывший сотрудник МВД Сергей Хаджикурбанов, экс-сотрудник ФСБ Павел Рягузов, а также братья Рустам, Ибрагим и Джабраил Махмудовы. Процесс по делу стартовал в 2008 году, но доказать вину фигурантов (на скамье подсудимых не было только Рустама Махмудова) в суде не удалось. В феврале 2009 года после оправдательного вердикта присяжных суд оправдал всех находившихся на скамье подсудимых за недостатком доказательств. Впрочем, позже Верховный суд России отменил оправдательный приговор и вернул дело в Генпрокуратуру для объединения с общим уголовным делом, расследование по которому продолжается до сих пор: заказчики убийства до сих пор не найдены. В начале мая 2011 года расследование дела было продлено до 7 сентября 2011 года.