В понедельник Замоскворецкий районный суд Москвы рассмотрел ходатайство следствия о заключении под стражу чемпиона мира по смешанным единоборствам Расула Мирзаева, который в четыре утра 15 августа возле ночного клуба «Гараж» ударил московского студента Ивана Агафонова. В ночь на 18 августа студент скончался в больнице, так и не приходя в сознание. Было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего).
19 августа Мирзаев явился с повинной в следственные органы и в тот же день был задержан. В субботу следствие подало в Замоскворецкий суд ходатайство о его аресте. На субботнем заседании суда чемпион пояснил, что ударил Агафонова, потому что тот «обращался с его девушкой как с проституткой». Адвокат попросил отложить процесс, потому что ему необходимо время, чтобы собрать характеристики подозреваемого. Судья его просьбу удовлетворила и продлила срок задержания Мирзаева на 72 часа.
В понедельник небольшой зал Замоскворецкого суда с трудом вместил всех пришедших: явились друзья и знакомые и подозреваемого, и его предполагаемой жертвы. Одетого в серую футболку, джинсы и кроссовки чемпиона в наручниках, скрепленных за спиной, доставили в суд около 13.00. На вопросы журналистов Мирзаев на этот раз не реагировал. Когда со спортсмена сняли наручники, он присел на скамью, периодически потирая лицо ладонями. А заметив в зале своих друзей, широко улыбнулся.
«Суд извиняется перед участниками за задержку, потому что был на другом процессе» — с такими словами вошла судья. Она попросила Мирзаева встать, он поднялся и начал отвечать на вопросы судьи. После череды коротких вопросов выяснилось, что Мирзаев женат и имеет двухлетнюю дочь. Правда, живет он сейчас отдельно от семьи: жена с ребенком находятся в Дагестане.
На вопрос о месте работы спортсмен ответил, что его «уже уволили».
Следователь районного следственного отдела Следственного комитета России Евгения Шаферова попросила суд приобщить к делу материалы, согласно которым следователи установили местонахождение супруги Мирзаева и опросили ее. Жена характеризовала спортсмена «исключительно положительно».
Со своей стороны адвокаты подозреваемого предоставили суду положительные характеристики от депутатов Госдумы, Всероссийской федерации самбо и клуба боев Fight Nights.
«Они обеспечат факт того, что он не скроется и не будет угрожать свидетелям», — сказал адвокат Игорь Дергачев.
«Вы можете присесть», — обратила судья внимание на то, что Мирзаеев до сих пор стоит. Он опустился на скамейку, а судья зачитала еще одну бумагу: в суд было направлено личное поручительство депутатов Народного собрания Республики Дагестан. «Характеризуется положительно, пользуется авторитетом среди жителей Дагестана», — зачитывала судья. Под документом стояло 18 подписей.
Следователь Шаферова напомнила, что Мирзаев подозревается в совершении особо тяжкого преступления, которое предусматривает срок лишения свободы до 15 лет. «Он не работает, по месту регистрации не проживает, у него имеется действующий заграничный паспорт, поэтому он может скрыться за границу», — заявила она. Следователь также отметила, что, учитывая результаты спортивных способностей Мирзаева, он может склонить свидетелей к даче ложных показаний либо их изменению.
— А он уже предпринимал попытки скрыться?— спросила судья.
— Дело в том, что в распоряжение следствия дело поступило 19 августа, в этот же день поступило заявление о явке с повинной, поэтому в Следственном комитете таких фактов не установлено. Учитывая, что Мирзаев часто покидал территорию Москвы и России, следствие полагает, что он может скрыться. Не будучи зарегистрированным в Москве, ему ничего не мешает это сделать, — пыталась убедить суд Шаферова.
— Ваша честь, загранпаспорт действительно имеется, — вставил адвокат Дергачев. — Никаких вопросов, если потребуется, мы отдадим паспорт.
Далее судья поинтересовалась у следователя, учитывается ли тот факт, что Мирзаев до совершения преступления часто уезжал за границу в силу своей профессии. Шаферова продолжала настаивать на своей точке зрения.
После этого выяснилось, что в деле до сих пор нет заключения экспертов, от чего именно скончался Агафонов.
«Экспертиза проводится. К сожалению, нет даже предварительного акта», — сказала следователь.
Судья объявила 20-минутный перерыв. «Это была бытовая ссора, — прокомментировал в перерыве президент Федерации кунг-фу России Шамиль Джафаров, пришедший поддержать Мирзаева. — Здесь не было никаких предумышленных действий. И между ними не могло быть неприязненных отношений, они не были знакомы. Мирзаев принес свои соболезнования родителям погибшего». Он также отметил, что кличка Черный Тигр — это всего лишь сценический образ, никак не характеризующий чемпиона как личность. «Вне ринга он добрый», — сказал Джафаров.
После перерыва защитники подозреваемого заявили суду, что у Мирзаева с 2009 года имеется регистрация в Москве. Прокурор заметила, что адреса проживания и регистрации не совпадают. «Закон не говорит нам о том, что он должен проживать по месту регистрации», — ответил ей Дергачев.
Тут к суду обратился сам спортсмен.
«Я хочу загладить свою вину перед потерпевшими. Я не убивал Агафонова и никому не хотел сделать больно», — заявил Мирзаев.
Адвокат Дергачев обратил внимание суда на то, что Мирзаев до сих пор находится в статусе подозреваемого, а не обвиняемого. «Надо учитывать, что Мирзаев явился сам в день, когда узнал о смерти, и не собирался скрываться от следствия», — подчеркнул он. По его словам, чемпион нанес один удар, который не причинил вреда. Агафонов упал и получил травму при падении: он ударился головой о бордюр, что и стало причиной смерти. «Следствие идет на поводу у лиц, которые провоцируют в СМИ конфликт, используя ситуацию с Мирзаевым, — сказал защитник. — Сутки напролет в СМИ показывают сценический образ моего подзащитного, но ведь это образ. В жизни он другой человек». Он также отметил, что его подзащитный не был судим, с 2005 года ни разу не привлекался даже к административной ответственности и готов возместить ущерб потерпевшим по мере возможности. В конце он заявил, что друзья и родственники готовы внести за него залог в 3 млн рублей.
После этого следователь попросила приобщить к делу показания тренера подозреваемого Камила Гаджиева, который сообщил, что у чемпиона заключен контракт с американской фирмой на выездные бои. «С его слов известно, что за два дня до явки с повинной подозреваемому было известно о том, что Агафонов находится в коме, но он не предпринял попыток явиться с повинной», — заявила Шаферова.
— Контракт действительно есть. В таком случае он мог собрать свои вещи и уехать за рубеж сразу, но все равно остался в России, — возразил адвокат.
— Ваша честь, в день преступления на улице находилось достаточно много лиц, в том числе друзья и приятели погибшего. Он может оказать на них давление, — настаивала следователь.
— Давление в чем должно заключаться? Он признал свою вину. О каком давлении может идти речь? Это абсурдно и не основано ни на чем, — парировал адвокат.
— Сначала они говорили, что он разведен, потом выясняется, что он в браке. Сначала он говорил, что работает, сейчас говорит, что не работает. Стороны защиты и подозреваемый вводят следствие в заблуждение, — сообщила следователь.
Мирзаев запротестовал, отметив, что на допросе честно признался, что по документам женат, но не проживает с супругой. «Я не хотел этого говорить публично, но раз на то пошло…» — начал его защитник и сообщил, что с работы его накануне уволили «задним числом», уговорив написать заявление по собственному желанию.
Выслушав стороны, судья удалилась в совещательную комнату и через два с половиной часа отказала следователю в ходатайстве, избрав для Мирзаева меру пресечения в виде залога в 5 млн рублей. Сумма должна быть внесена до 18.00 25 августа, после чего чемпиона отпустят на свободу.
Друзья Мирзаева, находившиеся в зале заседания, встретили решение судьи громкими аплодисментами. Следователь отказалась пояснить, будет ли обжаловать решение. Журналисты столпились возле спортсмена, пытаясь получить комментарий, но он так и не ответил ни на один вопрос.