— Расскажите, насколько сильно новая версия отличается от предыдущей?
— По итогам первого общественного обсуждения (проходило на сайте Минобрнауки с 1 декабря по 1 февраля – «Газета.Ru») мы получили очень много жалоб на то, что документ слишком объемный и сложный для восприятия. Мы это учли, и сделали его короче и компактнее, теперь он логически более стройный. Появилось так называемое предисловие, которое содержит определения основных понятий, что, конечно, тоже облегчает чтение.
— Какие изменения стали ключевыми?
— Одним из главных и важных я бы назвала положение, связанное с гарантиями по оплате труда учителей.
Проект Путина о повышении заработной платы до уровня средней по региональной экономике напрямую записан в новой редакции законопроекта, как гарантийная норма, направленная на укрепление социального статуса педагога.
--Такое понятие как индивидуальная платная образовательная деятельность учителя в новой редакции осталось, но несколько видоизменилось. Почему?
— Да, это право сохранилось, но появились более точные формулировки. В прошлых редакциях было разрешено давать платные уроки, но введен запрет на индивидуальную платную образовательную деятельность с учениками своего образовательного учреждения.
Посыпалось довольно много вопросов: учителя старших классов не понимали, почему они не могут заниматься с учениками начальных классов или с детьми из других параллелей.
Мы уточнили формулировку, и теперь остался лишь запрет на платную образовательную деятельность со своими учениками. Это ограничение нужно для того, чтобы ввести заслон на подмену бесплатного образования платными уроками.
— Очень много вопросов возникает по поводу доли увеличения платных услуг в системе образования. Это опасение оправдано?
— Нельзя сказать, что сейчас у нас было больше социальных льгот, чем будет предоставляться.
В документе абсолютно четко сформулировано, что в рамках федеральных государственных образовательных стандартов все образование, начиная с дошкольного уровня, затем общее, среднее и высшее образование (последнее на конкурсной основе) — все это предоставляется бесплатно.
Более того, согласно стандарту, в начальной школе в основную общую образовательную программу введена внеурочная деятельность в объеме до 10 часов. Это фактически на пределе нагрузки по СанПиНу и тоже все за счет бюджета. Точно так же сохранена вся предметная структура в основной школе — с фундаментальностью и многопредметностью. Вокруг стандартов для старшей школы сейчас идут оживленные дискуссии, но объем образования все равно не будет меньше, чем есть сейчас – и по часам, и по разнообразию изучающихся предметов. Никакого замещения бесплатного образования платным не будет. Сверх стандарта действительно предусмотрены дополнительные платные услуги.
— Что это означает на практике?
— К примеру, ребенок, согласно стандартам, изучает один или два иностранных языка, но хочет еще ходить в кружок китайского. Китайский он уже будет изучать платно.
Что касается платной деятельности, то ее правила и принципы ведения тоже отрегулированы законом, но это не нововведение — она была разрешена и законом 1992 года, который действует в настоящее время.
— Какие новации в дошкольном образовании предлагает свежая редакция законопроекта?
— В новой версии услуги по дошкольному образованию четко разделены на две составляющие: реализацию основных образовательных программ дошкольного образования и реализацию услуг по присмотру и уходу.
И если услуги по присмотру и уходу софинансируются за счет бюджета и родительской платы, то образовательные программы полностью финансируются за счет государства.
Что немаловажно — ответственность за образование в обновленном документе возложена на субъект федерации. Фактически это та же схема, которая сейчас существует в школьном образовании: за образование несут ответственность субъекты, а за содержание имущества и за организацию предоставления услуги — муниципалитеты.
— Не приведет ли это к повышению платы за детский сад?
— Нет, к повышению это точно не приведет, потому что закон предусматривает ограничение — не более 20% от содержания. И я еще раз хочу отметить, что согласно законопроекту родители будут платить лишь за услуги по присмотру и уходу.
— Не менее острым дискуссионным вопросом во время общественного обсуждения предыдущих редакций законопроекта была отмена начального профессионального образования и упразднение ПТУ. В этой версии законопроекта данный уровень по-прежнему отсутствует. Почему разработчики не вняли общественному мнению?
— Да, действительно, начальное профессиональное образование как уровень отсутствует, но сами программы сохранены. Их могут предоставлять и общеобразовательные школы, и центры присвоения квалификации, и учреждения среднего профессионального образования. Даже вузы могут реализовывать эти программы.
Сопрягать с полным средним образованием начальное профессиональное образование как специальный уровень мы сочли нецелесообразным, и немаловажную роль в этом решении сыграло пожелание работодателей. Сегодня они нуждаются в рабочих третьего разряда, а первый, который соответствует начальному образованию, их уже не устраивает.
Сейчас под новые профессии людей переобучают в центрах присвоения квалификации в течение трех месяцев, для этого не нужно терять три года в ПТУ.
Учреждения, которые в настоящее время дают начальное профессиональное образование, как минимум должны дорасти до статуса среднего профессионального образования. Это обстоятельство, естественно, не помешает им по-прежнему реализовывать программы по начальному образованию, но поставит на более высокий уровень.
— А не получится так, что ПТУ поставят в условия: как хотите, так и выкручивайтесь, но повысьте свой статус? Какое-то дополнительное финансирование предусмотрено?
— Во-первых, есть программы развития, которые финансируются из государственного бюджета. Во-вторых, сейчас речь идет о создании серьезных сетевых структур, поэтому те же ПТУ могут присоединяться к учебным заведениям в своем регионе или в других регионах, которые реализуют программы более высокого уровня и этот процесс уже начался во многих субъектах. Учреждения среднего уровня втягиваются в образовательные кластеры вместе с вузами и работодателями, выстаивая сквозную цепочку непрерывного образования, и это очень правильно. К тому же эта мера будет вводиться поэтапно и вступит в силу не раньше 2016 года. Пять лет — достаточный срок для реструктуризации.
— В новой версии законопроекта сохранилась ответственность за некачественное образование и есть статья, регулирующая возмещение ущерба. Как родителям и учащимся оценить, что конкретно в их случае может идти речь о некачественном образовании?
— Главное доказательство — это нарушение стандарта. У нас есть федеральный государственный образовательный стандарт, который распространяется на все уровни образования. Во всех случаях есть требования к условиям, к структуре образовательных программ, поэтому вполне реально отследить нарушения.
Если учащиеся не справляются с образовательными программами, это повод выяснить, чья это вина.
— Какое наказание за это предусмотрено?
— Речь идет о возмещении ущерба, а сумма любого ущерба определяется иском. Автоматического возмещения, конечно, не предусмотрено. Все решается в индивидуальном порядке, но важно, что заложен сам принцип.
— Прошлый проект закона грешил тем, что многие нормы носили декларативный характер и не имели шансов получить «добро» в Минфине. Не будет ли и этот вариант плодить не финансируемых мандатов?
— Сейчас законопроект представляет собой вполне уравновешенный документ, который может быть реализован. Вторая версия не прошла согласование в Минфине, поскольку она стоила буквально вдвое дороже, чем та, что мы имеем сейчас. Там было довольно много дополнительных не финансируемых положений.
— В документе сохранена идеология ЕГЭ как итоговой аттестации по завершении общего образования. Вы не допускаете, что положения законопроекта, посвященные ЕГЭ, будут как-то меняться?
— Они могут и разрастаться и дорабатываться – я этого не исключаю. Нужно помнить о том, что любой закон не может быть принят как догма раз и навсегда. Это живой инструмент правил правового поведения и, безусловно, он не может быть совершенным. Через год, через два, так или иначе, в процессе завершения каких-то экспериментов в него должны вносить изменения. Но и принимать совсем рамочный закон бессмысленно, он не будет работать.
— Как будет развиваться дальнейший план работы с законопроектом? Когда можно ожидать его принятия?
— Следующий важный этап — обсуждение документа на августовских педагогических чтениях. Это было объявлено заранее и регионы к этому готовятся, знакомятся с третьей версией и формулируют свои замечания и предложения. Думаю, что внесение изменений, в том числе и серьезных вполне реалистично. Правовой департамент министерства работает в этом смысле в очень открытом режиме и готов к сотрудничеству.
Есть планы, что в сентябре законопроект может быть внесен в Госдуму на рассмотрение.
А дальше вопрос: сможет ли он быть принят нынешним составом думы или будет перенесен. Если будет перенесен, то могут измениться и намеченные сроки введения его в действие. Но пока что у нас есть план до 2020 года, где прописано, какие статьи и положения закона и в какое время начнут работать.