Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе ГУ МВД по Москве, в ослеплении пилотов подозревается 26-летний москвич. Его задержали на западе Москвы в ночь на 27 июля. «К нам поступило сообщение об ослеплении пилота одного из самолетов лазером. В ходе оперативно-разыскных мероприятий был задержан молодой человек, — сообщили в пресс-службе. — Он признался, что в момент ослепления находился на Воробьевых горах. В его автомобиле найдена музыкальная установка, оснащенная мощным лазерным устройством: луч бьет на несколько километров. В настоящее время обстоятельства случившегося выясняются».
Инцидент, о котором идет речь, относится к 23 июня. «Аэробус» А319 был освещен лазером при заходе на посадку в Домодедово. Участники расследования сразу предположили, что источник луча находился в 5—6 км от аэропорта, но сначала считали, что лазером светили из подмосковного поселка Шахово.
Задержанный же объяснил, что вечером 23 июня отдыхал на Воробьевых горах с девушкой и включил светомузыкальную установку в своем BMW М5, пытаясь произвести на нее впечатление. По его словам, он не ожидал, что такие действия могут привести к аварийной ситуации на борту самолета.
Какое наказание грозит подозреваемому, пока неясно: представители правоохранительных органов отмечают, что необходимо разобраться и понять, было ли ослепление умышленным или случайным.
По данным Росавиации, в 2011 году по стране было зафиксировано 30 аналогичных инцидентов. Чаще всего под прицелом лазеров оказываются самолеты в аэропортах Шереметьево, Внуково, Домодедово и аэропорту Ростова-на-Дону.
3 июня были ослеплены пилоты самолета, летевшего из Москвы в Ростов-на-Дону, 8 июня — при заходе на посадку борт, направлявшийся из Внуково в Ростов-на-Дону. Похожие случаи отмечались 22 июня в Домодедово, 24 июня снова были ослеплены пилоты самолета, летевшего из Внуково в Ростов-на-Дону, 26 июня — экипаж рейса Архангельск — Сочи, 3 июля — пилоты самолета Москва — Ростов-на-Дону. Во всех случаях экипажи, несмотря на ослепление лазером, благополучно посадили воздушные суда.
Росавиация опубликовала на официальном сайте руководство по лазерным излучателям в аспекте безопасности полетов, где описываются не только виды лазеров, последствия их физического и психологического воздействия на человека, но и рекомендации, как необходимо действовать экипажу при появлении опасного луча.
В конце июня в Госдуму внесен законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за создание угрозы безопасности транспорту из хулиганских побуждений.
Если законодательная инициатива будет одобрена, то нарушителям грозит до трех лет заключения, а если случай связан с воздушным судном, то срок может увеличиться до семи лет. Если же действия привели к гибели людей, то хулиганы могут получить срок до 10 лет лишения свободы.
Тем временем ученые придумали, как защитить пилотов от опасных лучей. В Донском государственном техническом университете в середине июля была представлена защита для пилотов самолетов от ослепления мощными лазерными лучами. Очки со специальными защитными стеклами нейтрализуют лучи с помощью фильтра. В таких очках пилоты просто не увидят лазерный луч.