Сразу несколько школ Москвы оказались замешаны в скандалах и уголовных делах, связанных с денежными поборами. Как стало известно в понедельник, уголовное дело завели на директора школы №1317 Константина Петрова и его заместителя, который преподавал русский и литературу. Директор школы пока скрывается от следствия и объявлен в федеральный розыск. Как сообщили «Газете.Ru» в столичном управлении Следственного комитета (СК), руководителям школы инкриминируются ст. 159 (мошенничество) и ст. 286 (превышение должностных полномочий) Уголовного кодекса. «Следствием было установлено, что под руководством директора был создан так называемый «школьный попечительский совет», куда собирались деньги с родителей», — рассказали в пресс-службе СК. По данным следствия, чтобы ребенок попал в первый класс, родителям надо было заплатить в фонд 150 тысяч рублей, а ежемесячные взносы составляли от 8 до 13 тысяч рублей, не считая доплат за различные секции, — средства переводились на личные счета учредителей школьного фонда.
Общая прибыль, как выяснилось, составила порядка 28 млн рублей.
В самой школе пока что никто ничего не знает о случившемся. Рядовые сотрудники, которые летом по очереди дежурят на телефоне, не осведомлены о грядущих кадровых перестановках и не знают, кто теперь будет руководить школой. «Нам ничего никто не говорил. Скорее всего, все подробности будут только в сентябре», — сказали в учебной части школы. В подтверждение этих слов на сайте учебного заведения до сих пор висит фото беглого директора в парадном деловом костюме. Там же указано, что школа является победителем различных смотров и конкурсов, в том числе «Лучшая школа года, внедряющая инновационные программы развития» в рамках приоритетного проекта «Образование».
Директору школы № 1310 Татьяне Михайловой также предъявлено обвинение в присвоении родительских денег. «Руководство школы ежемесячно собирало с родителей по 7,5 тысяч рублей, причем за просрочку платежа, по словам родителей, начислялась пеня», — пояснили в СК. Когда родители потребовали у директора школы отчет, куда были израсходованы собранные средства, Михайлова не смогла его дать. Сейчас следствие уже закончено, дело передано в суд.
Завершено расследование и в отношении директора школы № 1308 Андрея Кудоярова, который, по данным следствия, вымогал у родителей 240 тысяч рублей, чтобы их ребенок был зачислен в первый класс. С мая, пока шло следствие, Кудояров находился под арестом, свою вину он так и не признал. Вскоре должен состояться суд, который и вынесет решение по этому делу.
Однако представители образовательного сообщества, которых следствие привлекало по этим делам в качестве экспертов, говорят, что не все попавшие в поле зрения СК представители школ должны нести уголовную ответственность.
«Это уголовные дела совершенно разного порядка, и не все директора на самом деле одинаково виновны и заслуживают наказания, — считает президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков, помогавший сотрудникам СК разбираться в коррупции в школах. «Если директор школы № 1317 Константин Петров действительно присваивал деньги, которые родители давали на развитие школы, то директор школы № 1310 Татьяна Михайлова не взяла лично себе ни одной копейки — все деньги шли на развитие школы. Это мое официальное заключение. И тем не менее в отношении Михайловой прокуратура утвердила все обвинения. А в случае с господином Петровым, наоборот, как ни странно, несколько раз отклоняла постановление. Поэтому Следственному комитету даже пришлось привлекать независимых экспертов», — рассказал «Газете.Ru» Комков.
Напомним, что по действующему законодательству не запрещено собирать деньги с родителей школьников. Недавно утвержденный закон «Об изменении статуса учебных учреждений» предполагает, что значительная часть услуг в школах будет платной. Кроме того, в положениях о средних школах написано, что есть бюджетное и есть внебюджетное финансирование. Однако в задачи руководства школ входит обязанность вести отчетность о том, куда были потрачены так называемые «внебюджетные» средства, которые по большей части собираются с родителей в качестве «добровольных» взносов на доплату учителям, новое оборудование, уборщицу, охрану и многие другие школьные нужды.
Дальнейшую участь руководителей школ будет решать суд, но в московском департаменте образования уже думают, как искоренить коррупцию в рядах школьной администрации.
«В тех московских школах, где начался эксперимент по повышению качества образования (всего в эксперименте участвуют 259 школ – «Газета.Ru»), присвоение денег будет просто невозможно. Одно из ключевых условий этого эксперимента – это изменение роли родительского управляющего совета школы, который будет контролировать, куда и на что идут средства из фонда школы. Более того, руководители школ обязаны своевременно вывешивать отчетность обо всех расходах на сайтах школ в открытом доступе, чтобы любой желающий мог ознакомиться. Если эта идея воплотится, то практика присвоения денег искоренится сама собой», — считает Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович.