В среду Верховный суд удовлетворил кассацию прокуратуры Санкт-Петербурга и постановил, что дело о так называемом цензе оседлости должно быть пересмотрено городским судом Петербурга другим составом судей. Согласно действующим нормам законодательства Петербурга, для того чтобы ветераны ВОВ, как и некоторые другие категории граждан, могли получить льготное жилье, им необходимо прожить в городе не менее 10 лет. Об этом говорится в статье 1 закона «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» (такой же закон существует и в Москве).
Однако в мае этого года три ветерана обратились в горсуд Петербурга с просьбой отменить «ценз оседлости». Василий Курятников, Нина Буневич и Раиса Галина посчитали, что такая норма противоречит федеральному законодательству.
84-летний ветеран Великой отечественной войны (ВОВ) Василий Курятников три года назад приехал в Петербург из города Моршанск Тамбовской области. Похоронив жену, пенсионер решил перебраться к сыну Виктору. Однако тот и сам ютится с женой и детьми в маленькой квартире. Ветеран обратился в Смольный с просьбой предоставить ему жилье в рамках программы улучшения жилищных условий для ветеранов. Чиновники отказали, заявив, что для участия в программе полуослепшему и глухому Курятникову необходимо прожить в Петербурге не менее 10 лет. После этого сын ветерана обратился в Конституционный суд. Однако там отказались рассматривать дело о цензе оседлости, посчитав его компетенцией горсуда. К этому моменту ветеранов, которые выступили против ценза оседлости было уже трое: к Курятникову присоединились Буневич и Галина, оказавшиеся в похожей ситуации.
Городской суд согласился с ветеранами и постановил исключить ветеранов Великой Отечественной войны из указанного в региональном законе перечня категорий граждан, которые должны ждать 10 лет, чтобы получить право на льготное жилье.
Но это решение так и не вступило в силу: прокуратура Петербурга подала кассационное представление на решение горсуда в Верховный суд. В итоге Верховный суд отправил дело на новое рассмотрение. В прокуратуре Петербурга заявили, что довольны решением Верховного суда, и отказались от дальнейших комментариев на этот счет.
«За последние девять с половиной лет у нас в городе зарегистрировались 12 тысяч приезжих ветеранов, — сказал «Газете.Ru» председатель жилищного комитета Петербурга Юрий Осипов, присутствовавший на рассмотрении дела в Верховном суде. — Если отменить ценз оседлости, это количество может увеличиться в несколько раз и в итоге пострадают коренные петербуржцы, поскольку существенно затянутся сроки городских программ по улучшению жилищных условий ветеранам».
Почему Смольный выступает категорически против отмены ценза оседлости, месяц назад в эфире «Эха Москвы» объясняла и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. «В Петербурге нет возможности построить столько жилья. У нас возникнут большие трудности, если отменить эту норму», — заявила она тогда. При этом Матвиенко подчеркнула, что если ценз оседлости отменят, понадобятся серьезные вливания из федерального бюджета.
По словам Виктора Курятникова, представляющего интересы своего отца Василия Курятникова, мотивы решения Верховного суда пока неизвестны: в среду была оглашена лишь резолютивная часть.
Он не исключил, что, если городской суд в итоге примет решение не в пользу ветеранов, дело может дойти до Европейского суда по правам человека в Страсбурге.
«Ветераны умирают, не дождавшись собственного жилья от родной страны, — заявил Курятников-младший. — Это позор, необходимо восстановить справедливость. Если понадобится, мы дойдем до Страсбурга».
В мае 2011 года в Санкт-Петербурге разразился скандал, связанный с жилищным вопросом еще одного ветерана: 83-летний Антон Караванец написал обращение к президенту США Бараку Обаме, в котором попросил перевезти его в Соединенные Штаты. Как сообщил ветеран ВОВ, он участвовал в спасении американских военнопленных и после войны власти США предложили ему переехать в Америку, однако тогда Караванец отказался покидать Советский Союз. После того как об обращении Караванца стало известно общественности, власти Петербурга пообещали ветерану выделить ему жилье. Но пенсионер заявил, что эта квартира ему не нужна.
В итоге, только когда еще один ветеран (уже не из Петербурга, а из Воронежа) выслал в Кремль свои боевые награды и пожаловался российскому премьер-министру на местные власти, которые отказывают ему в предоставлении жилья, глава правительства потребовал от губернаторов разобраться со случаями, когда ветеранам не дают квартиры.