Подмосковный Королёв, где находятся главные предприятия космической отрасли России, борется с генпланом города. В июне большинство жителей узнали, что по одной из главных зеленых городских зон — Акуловского водоканала — пройдет дорога к Ярославскому шоссе. Водоканал идет через весь город, большая часть проходит вдоль заповедника Лосиный Остров. Фактически это небольшой овраг, по одну сторону которого находится заповедник. Зона канала около центральной улицы проспекта Королева становится сквером с дорожками, детскими площадками, лавочками.
Объездная дорога по Акуловскому каналу около заповедника должна решить главную проблему Королёва — въезд и выезд в Москву. Въезжать в город можно пока только по двухполосной улице Пионерской. В результате весь поток машин из Москвы упирается в очередь на въезд. В утренний час пик машины стоят на выезд. Несколько лет назад у въезда в Королёв построили эстакаду. Но проблему этим не решили: пробка на въезд в город все равно растягивается по Ярославскому шоссе на километры.
Жители стали обсуждать генплан на городском форуме, сообществе в LiveJournal, группе «ВКонтакте». Активисты пришли к выводу, что транспортную проблему генплан не решит, а остальные городские проблемы не отражены в нем вовсе. Против проекта развернулась общественная компания. Инициативная группа расклеивала по городу листовки с информацией о новых митингах против генплана.
Сейчас на заборах красуется большой портрет конструктора Сергея Королёва с подписью «Королёв против генплана».
Не принимающие участия в общественной кампании жители на форумах советовали активистам вешать плакаты о митингах не на деревьях, а около мусорок, мимо которых проходит больше людей. Параллельно королёвцы заваливали администрацию предложениями. Как сообщила комиссия на общественных слушаниях в понедельник, городским властям поступило около полутора тысяч предложений по доработке генплана.
Корреспондент «Газеты.Ru» убедился, что план может добавить больше проблем не только жителям города, но и всем автомобилистам Ярославского шоссе.
На трассе, согласно генплану Королёва, размещенном на сайте администрации, появятся несколько развязок на расстоянии пары километров друг от друга.
<1>
По проекту, в Королёв на Ярославском шоссе будет еще один въезд, в районе моста через Яузу. Дорога на плане огибает южную окраину города и поворачивает на любимый королёвцами канал. После этого съезда (до него Ярославское шоссе уже сужается) на проекте идет существующая развязка, соединяющая Мытищи и Королёв. Затем новая развязка, где железная дорога пересекает Ярославку. Последнюю, четвертую, собираются строить там, где канал выходить на шоссе, в микрорайоне Текстильщики.
В итоге людям, которые направляются далее по Ярославскому шоссе, придется преодолеть четыре развязки только около Королёва.
Еще до общественных слушаний, которые были намечены на 4 июля, администрация заявила, что генплан будет пересматриваться, и порекомендовала слушания перенести. Но местный совет депутатов проголосовал против переноса.
Слушания в понедельник начались в 14.30, то есть на них могли попасть либо люди, не работающие либо, скорее всего, работающие в самом Королёве. Жители (около 200—300 человек из примерно 180 тысяч королевцев) пришли недовольными заранее, в руках они держали таблички «против», большие плакаты «На доработку» и «Генплан и администрацию в отставку», сидящим за столом на сцене 19 членам городской комиссии кричали «Это наш город!». Собравшимся практически сразу же сказали, что в генплан уже внесены изменения: трасса не пойдет через Акуловский водоканал. Впрочем, требования пояснить, «а через что же она пойдет», комиссия проигнорировала: «У нас тут не шоу вопросов и ответов». На сайте администрации говорится, что «дорога вдоль Акуловского водоканала начнётся от улицы Пионерской и пройдёт до кругового движения в конце проспекта Космонавтов». То есть территорию в центре города она не затронет и будет идти фактически только вдоль заповедника Лосиный Остров. О том, что какая-либо запланированная развязка с генплана исчезнет, на слушаниях не говорилось. Комиссия упоминала только, что одна из дорог, выходящая на Ярославку там же, где и железная дорога, по плану будет доступна только на выезд из города.
Большинство выступающих в понедельник жителей заявляли, что генплан стоит пересмотреть: он направлен только на решение транспортных проблем, да и с этой задачей не справляется. Дороги подведены, говорил с трибуны молодой активист Сергей Смирнов (признан в РФ иностранным агентом), к большим магазинам, многоэтажкам и домам точечной застройки, которые планируется возвести по всему городу. (К точечной застройке же у жителей отношение особое. В 2003 году у железнодорожной станции Подлипки начали строить многоэтажный элитный дом. Проект назвали «Олимп». На стройке описан план окончания строительных работ — IV квартал 2006 года. К 4 июля 2011 года облицована только одна из стен «Олимпа». Несколько недель назад на заборе, ограждающем стройку, появились большие красные буквы «Строй, сука»).
Многие жители возмущались с трибуны, что наукоград хотят превратить в московский пересадочный пункт.
А слова одного из чиновников, что к 2020 году население Королёва увеличится за счет мигрантов, вызвали шквал возмущения. «Для кого мы тут все строим? Для Сургута, для москвичей?» — возмущалась жительница Марина.
Горожане кричали с мест, что транспортная проблема отодвинула на второй план социальную. Представительница компании — разработчика генплана ООО НВЦ «Интеграционные технологии» говорила о новых парковках и административных комплексах, упомянув только вскользь новые детские сады и школы и умолчав о спортивных площадках. Генплан предусматривает реконструкцию двух существующих стадионов, а не строительство новых.
Впрочем, большинство жителей Королёва, находящего в 20 километрах от столицы (6-7 км от МКАДа), продолжают работать в Москве. И транспортная проблема, судя по рассказам не сумевших прийти на слушания королёвцев, все же для них наиболее приоритетная.
«Как три развязки решат проблему выезда и не загрузят Ярославку?» — рассуждает один из жителей, разглядывая вечером на мониторе план города. Однозначное решение проблемы у королёвцев есть — расширить улицу Пионерскую. Но в нынешних реалиях оно почти невыполнимо. С одной стороны улицу огораживает территория ЦНИИМАШа (Центр управления полетами — один из отделов института). Положить асфальт можно было бы с другой стороны: места для двух полос перед стоящими чуть дальше дороги пятиэтажками хватило бы. Но пустырь уже огорожен металлическим забором, на котором висит план строительства нового многоэтажного дома. ЦНИИМАШ и стоящая с другой стороны РКК «Энергия» для расширения Пионерской не предлагают свои территории. Председатель комиссии многозначительно сказал на слушаниях, что план реконструкции уже утвержден и Пионерская будет иметь другой вид. Но, в чем он заключается, опять не ответил. Пока же жители города в автобусах хвастаются рекордами — кто за сколько доезжал до Москвы по Ярославскому шоссе. Рекорд одного из пассажиров — шесть часов.