Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Ту» свалила ошибка

Медведев считает причиной катастрофы Ту-134 ошибку пилотов

Причиной катастрофы Ту-134 под Петрозаводском, скорее всего, стала ошибка пилота, заявил президент Дмитрий Медведев. Межгосударственный авиационный комитет пока отклонил только одну версию — неисправность самолета. Несмотря на предварительный вывод о том, в катастрофе виноват «человеческий фактор», Медведев приказал вывести из эксплуатации Ту-134.

«Здесь, вероятнее всего, произошла ошибка экипажа», — сказал президент Дмитрий Медведев в четверг о катастрофе самолета Ту-134 под Петрозаводском. О причине крушения Медведев заявил в редакции РИА «Новости» всего через два дня после катастрофы, когда выводы еще не успело сделать следствие. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) должен подготовить отчет о происшествии, который пойдет в материалы уголовного дела. Оно возбуждено по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил эксплуатации воздушного судна, повлекшее смерть двух и более человек).

Пока МАК успел сделать один вывод: «двигатели воздушного судна работали до его столкновения с землей, какой-либо информации от экипажа и по записям параметрического самописца об отказах или неисправностях систем самолета не зарегистрировано».

Комитет также сообщил, что запись с бортовых самописцев находится не в лучшем состоянии: «звуковая информация значительно зашумлена и имеется большое количество мест, требующих восстановления».

До президента об ошибке пилота Ту-134 в день катастрофы заявил вице-премьер Сергей Иванов. «Я не хочу предвосхищать следствие и все прочее, но по первым таким внешним данным очевидна ошибка пилота в условиях плохой погоды. Он не на полосу зашел, а правее», — цитирует его РИА «Новости». После слов Иванова министр транспорта Игорь Левитин попросил не делать поспешных выводов о трагедии: «Хочу также попросить вас как членов комиссии не делать заявлений, не распространять информацию и не оглашать свои личные выводы о том, что произошло. Вопрос очень болезненный, острый, и до выводов МАКа мы не будем делать никаких предварительных выводов». Через два дня о виновности летчиков заявил президент, оговорившись, впрочем, что в выдвинутой им версии «нужно еще удостовериться, дождавшись доклада соответствующих ведомств».

Хотя предварительные экспертизы показали, что самолет был исправен, а ошибка пилота, видимо, является приоритетной версией следствия, Медведев предложил вывести из эксплуатации Ту-134.

«Я поручил министерству, чтобы готовили в целом форсированный вывод Ту-134 из эксплуатации. Это пора сделать», — сказал президент, комментируя катастрофу 30-летней «тушки». В России летают 95 лайнеров Ту-134. Различными модификациями владеют «Авиалинии Дагестана», «Джетталианс Восток», «Алроса Мирнинское АП», «Ижавиа», «Когалымавиа», «Космос», «Меридиан», «Ютэйр-Экспресс» (у нее 23 самолет Ту-134А, два Ту-134А-3 и один Ту-134Б), «Ямал», «Сириус-Аэро», «Оренбургские авиалинии», «Центр-Юг», «Катэкавиа», «Руслайн» и «Ютэйр», а также «тушки» есть в парке 223-го летного отряда. У авиакомпании «Русэйр», чей самолет рухнул во вторник, остались один Ту-134А, пять Ту-134А-3 и Ту-134Б-3.

Игорь Краевский из банка «Открытие» напоминает, что решение о замене Ту-134 власти «приняли несколько лет назад и большинство компаний уже вывели этот самолет из эксплуатации». Крупные авиакомпании, по мнению эксперта, смогут заменить его SSJ-100. Но «вывод из эксплуатации Ту-134 окажет давление на небольшие авиакомпании». «Дело не только в деньгах, но и в наличии самолетов», — поясняет эксперт. По его словам, чтобы заполнить парк, компаниям придется прибегнуть к банковским заимствованиям или объединяться — самолеты будут брать в операционный или финансовый лизинг.

Аналитик «Тройки Диалог» Михаил Ганелин говорит, что Ту-134 давно устарел и «стимулировать их ускоренный вывод из эксплуатации — правильное решение». «На регулярных рейсах Ту-134 практически не используются, и количество, которое осталось в парках авиакомпаний, должно быть списано в ближайшие годы. В целом вывод из эксплуатации Ту-134 никак не скажется на объемах авиаперевозок», — уверен специалист.

Авиакомпания «Ютэйр» подтвердила «Газете.Ru», что выводит «тушки» из эксплуатации уже более трех лет.

«Мы поэтапно сокращаем количество Ту-134 в парке, но делаем это прежде всего по экономическим соображениям. Самолеты новой генерации позволяют значительно уменьшить эксплуатационные расходы, затраты на топливо и воздействие на окружающую среду», — сказали в пресс-службе компании. Впрочем, в «Ютэйр» соглашаются, что прежде, чем вывести Ту-134, нужно знать, «на чем выполнять полеты в многочисленные аэропорты российского северо-запада и Сибири, взлётно-посадочные полосы которых не приспособлены для обслуживания современных российских и зарубежных самолетов». Например, как сказано на сайте администрации Карелии, аэропорт Бесовец, где произошла катастрофа Ту-134, может принимать только российские машины.

Источник в авиационных кругах сказал «Газете.Ru», что некоторые Ту-134 списывать смысла не имеет. «Несколько лет назад «Туполев» делал на базе Ту-134 два вип-самолета для одного из банков. Сейчас этого банка уже нет, а самолеты, судя по всему, кому-то были проданы. Но это были совершенно новые самолеты. Там была изменена вся авионика. От Ту-134 остался только фюзеляж, вся начинка была современной, роллс-ройсовские движки и масса другой новой авионики. Они были даже на выставке вип-авиации», — говорит он.

Эксперты отмечают, что Ту-134 — самолет достаточно надежный. «Ту-134 был и остается одним из самых надежных в истории гражданского самолетостроения СССР и России», — уверены в «Ютэйр». Пилот одной из российских авиакомпаний летал несколько лет на Ту-134 и называет машину «прекрасной и надежной».

Впрочем, он отмечает, что «тушки» — конечно, не Boeing»: многие маневры современных иностранных самолетов им не удаются, в ряде случаев ошибка пилота может стать фатальной именно на «Ту».

«Но посадить без происшествий можно и Ту-134», — говорил ранее в интервью «Газете.Ru» летчик. Катастрофа могла произойти из-за ошибки пилота, говорит он, но коллегу не винит. За повторные попытки посадить самолет, уход на второй круг пилотам приходится писать объяснительные — «неделю отписываться». «Пока не прекратится прямое или косвенное давление на пилотов, к сожалению, такие катастрофы будут происходить дальше», — уверен действующий летчик.

Новости и материалы
На Украине подтвердили уязвимость танков Abrams перед российскими дронами
Пермяка осудили на десять лет за приготовление к поджогу военкомата
Полежайкин из «Папиных дочек» рассказал о съемках с инвалидностью
В Германии оценили последствия передачи ATACMS Украине
ИИ в «Авито» создаст продавцам тексты объявлений
«Вот бы быть его женой»: телеведущая о выступлении экс-супруга Волочковой перед Путиным
Cтала известна судьба долгосрочных накоплений при смерти участника программы
Стилист назвала самые модные джинсы сезона
Названо опасное заблуждение начинающих бегунов
Власти Херсонской области назвали потери ВСУ за минувшие сутки
На севере Харькова произошел взрыв
«Единая Россия» зафиксировала масштабные DDoS-атаки на сервисы партии
В Подмосковье годовалый ребенок вдохнул стик от айкоса и попал в больницу
Стало известно, сколько компаний уже зарегистрировались в «русских офшорах»
Дочь Маликова продает поношенные вещи на 1,2 миллиона рублей
Россиянин отсудил компенсацию у бывшей девушки за вещи, которые она выставила за дверь
Фриске показала, как выглядит ее грудь после пластики
Пилот, посадивший самолет в пшеничном поле, устроился на работу в такси
Все новости