Московских первоклассников будут зачислять в школы по территориальному принципу. В среду Верховный суд удовлетворил жалобу столичных властей и отменил решение Мосгорсуда о неправомочности постановления московского правительства о порядке приема детей в начальную школу.
Поправки, которые обжаловала прокуратура, московское правительство внесло в часть 1 статьи 11 закона № 14 «Об общем образовании в Москве» в мае прошлого года, в силу они вступили с 1 января 2011 года. Новые правила предоставляли первоочередное право поступления в первый класс детям, живущим в непосредственной близости от школы, детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей, а также тем, чьи братья или сестры уже учатся в данной школе, и детям из многодетных и малоимущих семей. Столичная прокуратура посчитала, что новые правила приема в школу противоречат федеральному законодательству.
На судебном заседании, которое состоялось в середине апреля, прокуратура заявила, что инициатива московского правительства противоречит положению закона «Об образовании», в котором говорится, что всем гражданам гарантируется общедоступность и бесплатность образования и получение образования независимо от места жительства.
Кроме того, прокурор заявила, что «субъекты не могут ограничивать права физических лиц в области образования и в данном случае речь идет о дискриминации прав граждан». В итоге иск прокуратуры был удовлетворен в полном объеме, но представители ответчика после вынесения решения заявили, что будут обжаловать это решение и намерены дойти до Верховного суда.
Однако Верховный суд принял решение в пользу столичных властей.
«Коллегия отменила судебное решения в первой инстанции и отказала в удовлетворении ходатайства прокуратуры об изменении ранее существовавшего порядка зачисления детей в первые классы московских школ», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Верховного суда.
Председатель комиссии Мосгордумы по законодательству Александр Семенников назвал решение Верховного суда «победой здравого смысла».
«Это совершенно логично, дети должны учиться в школах по месту жительства, и не случайно, что сейчас рассматривается соответствующий федеральный законопроект», — заявил он.
Поправки в закон «Об образовании», об обеспечении «территориальной доступности муниципальных образовательных учреждений» были внесены на рассмотрение Госдумы на прошлой неделе. Этот законопроект не был законодательной инициативой Мосгордумы, но столичные депутаты, по их словам, знали, что он готовится, и говорили, что принятие этого документа поможет в судебной тяжбе с прокуратурой. Согласно поправкам, приоритет при поступлении в первый класс будут иметь семьи, проживающие на территории, закрепленной за конкретным образовательным учреждением, рассказал тогда «Газете.Ru» один из авторов законопроекта, глава думского комитета по образованию Григорий Балыхин.
Кроме того, документ уточняет, что следует понимать под термином «определенная территория», а также устанавливает полномочия органов местного самоуправления по их закреплению за детскими садами и школами. (Сейчас «радиус обслуживания» — расстояние от дома до образовательного учреждения — указан лишь в санитарно-эпидемиологических требованиях.) Законопроект планируется рассмотреть в первом чтении в течение июля этого года, и если он успешно пройдет все три чтения, то вступит в силу уже с 1 января 2012 года.
«Мы бьемся за то, чтобы в шаговой доступности были магазины, службы быта и, безусловно, социальные объекты — это следует из плана социально-экономического развития города и градостроительных норм. В каждом микрорайоне по месту жительства должны находиться детские сады, школы и поликлиники. Возить детей в другой микрорайон — это издевательство над этими детьми и здравым смыслом», — отметил Семенников.
При этом чиновник уверен, что только лишь введением территориального принципа проблему решить невозможно.
«Мы видим, что в одних районах школы не заполнены, а в других возникает перебор. Чтобы люди не создавали ажиотаж, департаменту образования нужно озаботиться выравниванием школ», — добавил он.
В целях «выравнивания» столичных школ в конце марта департаментом образования и московским правительством был запущен пилотный проект по повышению качества образования, на который из городского бюджета было выделено почти 759 млн рублей.
«В проекте участвуют 125 московских школ — департамент образования впервые за многие годы сделал решительный шаг в поддержку тех образовательных учреждений, куда не стоят очереди родителей. Это школы не раскрученные, но у которых есть потенциал. Прогнозировать, как эта программа будет реализована, пока что рано, но быстро качество школ не выровняется», — пояснил «Газете.Ru» директор центра образования № 548 «Царицыно», член Общественной палаты Ефим Рачевский.
Пока чиновники решают законодательные проблемы, экспертное сообщество уже обсуждает последствия введения территориального принципа.
«Я полагаю, что будет рост цен на жилье вблизи тех школ, которые популярны, а риелторские компании должны будут часть своей прибыли отдавать этим школам.
Буквально на днях в Высшей школе экономики был семинар на эту тему — о связи цен на жилье и качественного образования», — рассказал Рачевский и добавил, что школа обязана в первую очередь принимать тех, кто живет поблизости. «Исключение составляют школы, которые реализуют программы для детей, у которых проблемы со здоровьем, или для особенно одаренных детей. Там территориальный принцип не будет доминировать. Подобная ситуация была всегда. И в период советской власти в конечном счете люди учились там, где хотели учиться».